MENU

Кремль угрожает аннексией Беларуси

11192 7

Неудача с расширением «русского мира» в Украине нисколько не охладила рвения его вдохновителей и организаторов. Наоборот, их агрессивность все больше увеличивается. И это закономерно.

Признать свои неудачи Кремль не хочет и не может. Психология начальника России и его ближайшего окружения признание сложившихся международных реалий категорически отрицает, рассматривая такой факт как признание слабости. Как неоднократно рассказывал Путин в различных аудиториях, слабому русскому мишке вырвут когти, отправят гулять в таком виде по тайге.

Если курс аннексий сталкивается со все большим противодействием со стороны Украины, то в Белокаменной считают, что адекватным ответом будет еще большая агрессивность и откровенный шантаж ближайших соседей. Тем более, что они ведут себя совсем не так как как Кремлю хотелось бы. Так что стоит задача приведения ближайших союзников к общему московскому знаменателю.

Судя по всему, для демонстрации своих намерений и усиления шантажа на данный момент времени выбрана Беларусь.

Еще в начале своего правления Путин вдруг озаботился усиленной интеграцией России и Беларуси. Причем на условиях вхождения суверенной страны в виде шести или семи субъектов Российской Федерации. Тогда наделавшее много шума предложение было воспринято как способ давления на Минск с целью сломить сопротивление реализации проекта Таможенного союза. Встретив публичный отпор со стороны бацьки Лукашенко, Кремль несколько изменил тон. Тем не менее, было предложено введение единой валюты, конечно, российского рубля и размещение эмиссионного центра в Москве. Тогда белорусскому лидеру удалось настолько затянуть этот процесс, что теперь об этом в Москве и не вспоминают. Не в том положении российский рубль, да и вся российская экономика.

После начала агрессии против Украины Россия оказалась в дипломатической, частично экономической и финансовой изоляции. Развертывание агрессии на Донбассе вызвало разброд в стане союзников. Ни Беларусь, ни Казахстан однозначно не поддержали Россию, настаивая на территориальной целостности государств. На пространстве СНГ Москве достаточно сложно всем навязать свою волю.  

На заседании Совета министров иностранных дел стран СНГ в Бишкеке в начале апреля был подготовлен проект документа о несогласии с санкциями против России. Предполагалось, что после подписания его на совещании он будет направлен в ОБСЕ. Однако, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и Молдова отказались его подписать. По их мнению, Россия нарушила Будапештский меморандум, гарантировавший территориальную целостность Украины. Хотя документ был подписан Россией, Арменией, Казахстаном, Беларусью, Киргизией и Таджикистаном сам факт отсутствия общей поддержки московской политики налицо. Армения, Киргизия и Таджикистан находятся на российской финансовой игле и не могут голосовать иначе. Минск и Астана имеют собственные экономические интересы, которые серьезно задеваются санкциями против России. Кто  более свободен, не поддерживают московскую агрессию.

В руках Кремля не так много возможностей изменить создавшуюся ситуацию. Одну мы уже выше обсуждали, вторая состоит в продолжении нагнетания атмосферы и шантажа соседей ближних и дальних.

В московской деловой газете «Взгляд» была опубликована статья «Минску пора определяться» журналиста Эдуарда Бирова. Суть ее довольно простая. «Настал момент определяться, и стало понятно, что Украина как промежуточная квартира закончилась, и надо выбирать – ты с Майданом и Западом или с ополчением и Россией… С Белоруссией может выйти то же самое и даже с той же кровью, если руководством и народом не будет четко сделан выбор в пользу одной из сторон – в пользу своего дома в русском мире. Причем выбор именно имперский и принципиальный – не просто отсидеться в квартирке и бояться поссориться с каждой из сторон, при этом даже подзарабатывая на санкциях против России, а влиться в Россию территорией и душой, встать с ней в один строй, поделить с ней ее тяжкий крест».

И далее еще круче и откровенней. «Воссоединение исторически русских земель с Российской Федерацией – это не прихоть Москвы, не имперские замашки, это историческая необходимость… Собирание земель – это не какая-то прихоть Путина, но объективная необходимость. Понятно, что сделать это лучше, не нарушая международные договоренности и соблюдая юридические нюансы». Не получится с их соблюдением, как в случае с Украиной и аннексией Крыма, то ничего. Такая себе историческая необходимость. И еще одно. Аксиомой у российских патриотов считается, что с Западом ни Минску, ни Киеву никак нельзя. Не будут существовать ни Украина, ни Беларусь. А с Россией обязательно, но тоже без самостоятельного существования. Обязательно в составе империи. Получается, что никакой разницы нет. Глядя на наших западных соседей все же лучше податься в Европу. 

На появление такого рода материала в не очень значительном московском издании можно было не обращать особого внимания. Мало ли что кто и что напишет. Бумага, как говорится, все терпит. Однако, события последнего периода показывают, что ничего случайно в полностью контролируемой московской прессе не появляется. Запущен пробный шар и не простой. Он имеет много целей как внутри России, так и вне ее.

Первый адресат, конечно, Минск и президент Лукашенко. Судя по всему, Москву серьезно задело его недавнее интервью медиахолдингу Bloomberg. В нем он заявил, что в России много политиков, которые «мыслят имперски и иначе не видят, как то, что Беларусь должна быть неким северо-западным краем… На это мы даем конкретный ответ: мы не будем северо-западным краем… Но я еще раз подчеркиваю: кто бы ни пришел к нам с мечом, тот от меча и погибнет… Мы будем воевать против европейцев, американцев, россиян — кого угодно, если они поставят перед собой цель завоевать этот кусок земли, на котором должны жить белорусы».

Если отвлечься от воинственно-оборонительной риторики белорусского президента, то смысл его высказываний очень простой. Минск будет проводить ту политику, которую считает нужной и мнение Кремля учитывается, но под него не подстраиваются.

Естественно, что такой своенравный союзник Москве не нужен. В Первопрестольной таких не терпят. Поэтому поспешили с ответом. И предупреждением. Знай меру и не слишком чувствуй себя самостоятельным. Иначе начнут в Беларусь просачиваться вежливые человечки. К тому же крымский опыт уже есть, а на белорусской территории есть российские военные базы и объекты. В противном случае в газете «Взгляд» ясно очертили возможное будущее Лукашенко. В лучшем случае губернатора белорусского автономного федерального округа. По типу Севастополя.

Второй адресат — красно-патриотические радикалы, которые все больше недовольны медленным построением «русского мира». Внутренние сложности толкают Путина и его окружение на ужесточение отношений с Западом. Вот таким оголтелым патриотам и указывают на возможный второй объект экспансии в процессе собирания русских земель. В Москве не верят в самоидентификацию украинцев и тем более отказывают в этом белорусам. Так что аннексия Беларуси для таких патриотов выглядит весьма простым делом. И это очень устраивает Кремль.

Третий адресат — Запад и Европа в первую очередь. Продолжение политики санкций очень нервирует российское руководство. Хотя в Евросоюзе высказываются разные мнения по их поводу, тем не менее, никаких надежд на их отмену и даже ослабление пока нет. Даже так называемые российские клиенты типа Греции не могут выбиваться из общеевропейской колеи. Тем более, что Россия не может представлять, в частности, для Афин хоть какую-то альтернативу. Долги Греции такие, что несколько миллиардов от Москвы проблему не решают, наоборот, от такой помощи их станет еще больше.        

Остается идти с давно знакомой карты российской дипломатии — шантажа. Смысл очень простой. Если Европа вкупе с США не начнут вести с Москвой настоящие переговоры по типу Ялта-2 или что-нибудь подобное, то начнется расширение агрессии уже на территорию Беларуси. С последующим ее включением, понятно, что на основе так называемого референдума, в состав России. Тем самым произойдет выход на старую советскую границу по реке Буг. Соответственно до Варшавы и Берлина станет гораздо ближе.

Насколько реальны московские планы аннексии Беларуси, сказать трудно.1 Однако, полностью игнорировать такую возможность нельзя.

В свое время Европа, в первую очередь, Германия не верили в агрессивность России и считали Кавказскую войну 2008 года досадным недоразумением. Тогда сдали Грузию и получили возросшую агрессивность Москвы. Ныне ее остановить гораздо сложнее и затратней.

Шантажист всегда рассчитывает на мягкость и податливость объекта шантажа. Встретив должный отпор, он быстро уходит в сторону. Пока должного отпора со стороны Запада Москва не чувствует. И это проблема всей Европы, если она хочет жить в мире и спокойствии. Гарантией их будут территориально целостные Украина и Беларусь. Все очень просто.

Юрий РАЙХЕЛЬ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини