Право на мирные собрания: украинские реалии
20 сентября на сайте веб-портала Киевской городской власти был обнародовал текст очень интересного документа, а именно — проект «Положения о порядке организации и проведения негосударственных массовых общественных мероприятий политического, культурно-просветительского, спортивного, зрелищного и другого характера, кино-и телесъемок в Киеве».
Этот документ возмутил общественность. Многие его нормы поражают и совсем уж не подходят стране, которая все еще хочет себя называть демократичной. Например, наиболее одиозные с них:
«Массовые мероприятия вблизи зданий, в которых размещены государственные органы и органы местного самоуправления, могут проводиться на расстоянии от них не менее 100 метров, если иное не предусмотрено соответствующими решениями этих органов или в специально отведенных для этого местах»
или же запрет на:
«Массовое мероприятие, которое запланировано провести в месте и во время, которое определено для проведения массового мероприятия общегосударственного и городского значения, в праздничные дни, государственные и религиозные праздники, или других мероприятий с участием государственных органов или органов местного самоуправления».
Также согласно проекту Положения, от организаторов собраний требуется уведомлять о своем мероприятии местные власти за 10, а в отдельных случаях - за 30 дней, документ обязывает, кроме сообщения предоставлять «регламент проведения массового мероприятия» и «документ, подтверждающий опрос отношения жителей города относительно проведения массового мероприятия».
Кстати, правозащитник Владимир Чемерис указывает на возможность применения коррупционных схем при проведении опроса жителей. Об этом он заявил вчера во время обсуждение проекта Положения. В этом документе представители общественных организаций видят инструкцию для сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан Украины.
Поэтому уже на следующий день после обнародования «Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий» пресс-служба КГГА поспешила заявить, что ограничений на проведение митингов в столице не будет. В частности, начальник Главного управления внутренней политики и связей с общественностью Марина Хонда отметила:
«В пункте 1.3 проекта Положения четко указано, что его действие не распространяется на проведение массовых акций, митингов и демонстраций в порядке статьи 39 Конституции Украины, гарантирующей право граждан собираться мирно, без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации»
Но почему-то же обговариваемый документ носит именно такое название - «Положения о порядке организации и проведения негосударственных массовых общественных мероприятий политического, культурно-просветительского, спортивного, зрелищного и другого характера, кино-и телесъемок в Киеве».
Также в защиту проекта положения КГГА о разрешении подходить митингующим к зданиям госучреждений на расстоянии не менее чем 100 метров выступил Эльбрус Тедеев. Об этом он заявил в эксклюзивном комментарии ForUm’у.
«Эти жесткие меры надо принимать. Без этого невозможно. Вот посмотрите, по телевизору практически каждый день показывают Белый дом. Обратите внимание, каким забором он обнесен. И если кто-то захочет его перелезть, его сразу снимет снайпер. Если нет корректности в поведении, ответственности за причиненный ущерб госимуществу – нужны более радикальные меры в административном порядке» - заявил политик.
Но в чем же все-таки неконституционность, которую так часто вспоминают обговаривая проект Положения?
Первое, на что следует обратить внимание - статья 92 Конституции гласит, что исключительно ЗАКОНАМИ(!!!) определяются права и свободы человека и гражданина. И только судом может устанавливаться ограничение относительно реализации права граждан на проведение массовых собраний. Т.е. важно отметить, что Конституция регламентирует исключительно «уведомительный» порядок проведения мирных собраний, а не «разрешительный» («согласительный»).
Но видимо, что в КГГА об этом всем немного подзабыли.
Еще 19 апреля 2001 года Конституционный суд растолковал статью Основного Закона. В его решении, например, отмечается следующее:
«Продолжительность сроков заблаговременного извещения должна быть в разумных пределах и не должна ограничивать предусмотренного статьей 39 Конституции права граждан на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций»
В то же время в проект Положения предусматривает:
«Письменное обращение подается организатором массового мероприятия в уполномоченный орган не позднее чем за 10 дней до даты проведения запланированного массового мероприятия или 30 дней, если проведение массового мероприятия требует издания распоряжения Киевской городской государственной администрации(согласование с другими учреждениями и организациями)
Но случаи, в которых необходимо распоряжение КГГА не указаны, а значит это открывает широкое поле для действия власти — для каждого второго запланированного мероприятия строк может быть именно 30 дней. Это немалый строк, за которой может изменится многое и настолько,что необходимость протестовать ли проводить какие-либо мероприятия просто-напросто исчезнит. 30 дней. Чем не ограничение?
Также в уже вышеупомянутом решении КСУ указано, что определение сроков заблаговременного извещения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления являются предметом законодательного регулирования.
Но как известно, соответствующего закона у нас до сих пор нет. Были, конечно, попытки принять закон, которой бы регулировал порядок реализации права на мирные собрания. Также о необходимости принять такой документ почти год назад нам напоминали в Европе.
Например, в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) № 1755 от 4 октября 2010 года сказано, что Ассамблея «просит Верховную Раду принять закон о мирных массовых мероприятиях на основе комментариев и рекомендаций Венецианской Комиссии».
А замечания Комиссии были к законопроекту «О свободе мирных собраний» (регистрационный No. 2450). Например,несовершенной была названа ст. 9 законопроекта, предоставляющего слишком широкие основания для запрета собраний.
В частности, она предусматривает запрет на использование звукоусиливающей аппаратуры в определенное время и запрет на проведение акции, если ранее заявку на собрание в этом же месте подала другая организации (кстати, такая же норма прописана сейчас в проекте Положения).
В январе этого года Виктор Янукович поручил Министерству юстиции переработать законопроект «О свободе мирных собраний»(регистрационный No. 2450) на основе комментариев и рекомендаций Венецианской Комиссии, которые она обнародовала еще 26 октября 2010 года.
Но учитывая последние события, а именно штурм Верховной Рады, такой закон нам, простите, не светит. Имеется в виду такой закон, к которому не было бы упреков со стороны Венецианской Комиссии — нормальный закон нормальной демократичной страны.
Поэтому стоит защитить хотя бы то, что мы имеем сейчас. Либо после 12 октября придется бегать стометровки, если дадут, конечно, это сделать.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки