Правозащитники обеспокоены тем, что политзаключенных не становится меньше
Почему послетого, как ПАСЕ определила термин«политзаключенный», число лишенныхсвободы по политическим мотивам несократилось? С таким вопросом «DeutscheWelle» к правозащитникам из постсоветскихстран.
После того как депутатыПарламентской ассамблеи Совета Европы(ПАСЕ) в октябре 2012 года четко определилипонятие «политзаключенный», числооппонентов власти, сидящих за решеткойна постсоветском пространстве, неуменьшилось.
ПАСЕ будет считатьполитзаключенными всех, кто лишенсвободы по политическим причинам безсовершения правонарушений или комуназначены сроки заключения, абсолютнонесоразмерные с деяниями, которыевменяют им в вину.
«Наличиеполитзаключенных - серьезная проблемана территории бывшего СССР, где усиливаютсяавторитарные тенденции», - считаетпрезидент российского Центра развитиядемократии и прав человека Юрий Джибладзе.По его словам, в России положение резкоменяется в худшую сторону из-за ужесточениязаконодательства и появлении новыхосужденных по политическим мотивам.
Вто же время Джибладзе замечает, что, посути, в самой формулировке ПАСЕ ополитзаключенных нет ничего нового: «Всвоей практике мы и ранее руководствовалисьаналогичным определением Amnesty Internationalоб «узниках совести», осужденных замирное выражение взглядов и убеждений,а также более широким понятием«политзаключенные», которых обвинялив уголовных преступлениях явно пополитическим мотивам».
Хотя резолюцииПарламентской ассамблеи Совета Европыотражают позицию большинства депутатов,они мало влияют на поведение правительствв постсоветских государствах, убежденЮрий Джибладзе. По его мнению, улучшитьситуацию помог бы разработанный ПАСЕпроект «международного пакта», которымбыли бы обязаны руководствоваться всестраны, входящие в Совет Европы.
Единыйподход ПАСЕ к определению «политзаключенный»был необходим, чтобы исключить разночтениеэтого понятия в разных странах, считаетпредседатель юридической комиссииБелорусского Хельсинкского комитетаГарри Погоняйло. По его словам, в Беларуситолько два человека - правозащитникАлесь Беляцкий и лидер организации«Молодой фронт» Дмитрий Дашкевич -соответствуют понятию «узник совести»в трактовке Amnesty International, то есть находятсяв заключении исключительно за мирноевыражение взглядов и убеждений. А насамом деле политзаключенными согласнокритериям ПАСЕ в Беларуси являются 12человек, - сообщил Погоняйло.
«Хотякритерии ПАСЕ были выработаны не толькодля правозащитников, но и для государств,Беларусь не признает наличия заключенныхпо политическим мотивам и незаконностьрепрессий», - говорит юрист. В то жевремя, по его словам, когда властям этобудет выгодно, они могут уменьшить срокизаключения или освободить лиц, признанныхмеждународным сообществом политзаключенными.Так были освобождены те, кого осудилипо политическим мотивам после президентскихвыборов 2010 года. «Правда, до сих пор онитак и не реабилитированы», - подчеркнулправозащитник.
Основательалматинского Хельсинкского комитетапо правам человека Евгений Жовтисзамечает, что политические преследованияв Казахстане не прекращаются в течениевсего периода независимости с начала1990-х годов. Среди заключенных -правозащитники и журналисты, признанныеузниками совести. Но, по словам Жовтиса,чаще власти используют формальныеповоды для давления на политическуюоппозицию, обвиняя оппонентов в обычныхуголовных преступлениях.
Так,писатель Арон Атабек, выступивший взащиту сносимых поселков в пригородеАлма-Аты, был приговорен к 18 годам лишениясвободы за якобы организацию массовыхбеспорядков. 7,5 лет заключения получилнедавно глава незарегистрированнойпартии «Алга» Владимир Козлов заподдержку бастовавших нефтяниковЖанаозена.
По наблюдению ЕвгенияЖовтиса, преследования по политическиммотивам усиливаются не только вКазахстане, в Узбекистане или Туркмении,но и на всем постсоветском пространстве,где политзаключенным может стать любой,кто выступает с критикой власти.
ВУкраине ситуация с политзаключенныминесколько иная. Председатель правленияУкраинского Хельсинкского союза поправам человека Евгений Захаров отметил,что власть в Украине взяла курс напротивостояние с оппонентами - иполитическими, и гражданскими - сразупосле президентских выборов в 2010 году.Впрочем, уже к лету 2011 года все заключенные,дела которых правозащитники считалиполитическими, были освобождены из-подстражи, - напоминает Захаров.
Поего словам, сегодня по критериям ПАСЕк политзаключенным можно отнести лишьбывшего премьер-министра Юлию Тимошенко и экс-главу МВД Юрия Луценко. «В ихуголовном преследовании очевидныполитические мотивы, поскольку оба в2007 году возглавляли списки партий,выигравших парламентские выборы», -заявил эксперт. По его мнению, зарепрессиями с явно политическойсоставляющей прослеживается цельвластей избавиться от возможныхконкурентов в политической борьбе.
Теперьот Киева ждут их освобождения, - говорит Захаров. «Преследование можнобыло бы прекратить еще на этапекассационных инстанций, но вместо этогоприговоры были подтверждены», -констатирует глава правозащитнойгруппы. По его мнению, это сильно портитимидж Украины, поскольку страны, вкоторых есть политзаключенные, не могутсчитаться цивилизованными идемократическими.
Катерина РИЗАНЧУК katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки