По плану Сталина в Киеве должны были быть мавзолей и триумфальная арка. СХЕМЫ
75 лет назад на месте разрушенного Михайловского собора начали строить Дом коммунистического правительства. Этот проект, по сути, стал началом массовой застройки Киева в предвоенные годы. Новое время диктовало новые идеи. Зодчие с воодушевлением взялись за проектировку зданий, один проект был масштабнее другого, и если бы комиссия по архитектуре утвердила хотя бы часть из них, кто знает, возможно, Киев сегодня был бы совсем другим.
Об этом пишет funnysize.
Правительственный центр: многоэтажки на Михайловской
Чтобы представить размах, с которым действовали архитекторы, необходимо обратиться к истории: в 1920-1930 годы прошлого века в СССР формируются абсолютно новые архитектурные стили. В Киеве и других городах возникает мода на здания-монолиты, отличающиеся лаконичностью форм и функциональностью. Здания должны были подчеркивать величие и могущество нового строя…
В июне 1934 года столицей Украинской ССР вновь стал Киев. Правительство дает задание архитекторам - разработать площадь в центре города, которая должна стать такой же величественной, как Красная площадь в Москве. Однако в Киеве планировка улиц совсем другая, и чтобы создать широкую площадь, нужно было сносить здания. Первоочередной задачей стал выбор места, для этого рассматривались варианты строительства на Зверинце, Липках, Печерске (в районе ул. Суворова), Европейской площади и на территории от Михайловского монастыря до самой Софиевской площади. Был объявлен закрытый конкурс на эскизный проект ансамбля правительственного центра. Главная задача - чтобы здания ЦК КПУ и Совет Народных Комиссаров (Совнарком) вместе с памятником Ленину доминировали в ее ансамбле, - говорит Борис Ерофалов-Пилипчак, автор книги «Архитектура советского Киева».
Лучшие архитекторы СССР принялись за работу. Проекты были предложены самые фантастические. Одни зодчие предлагали установить между зданиями колоннаду с памятником Ленину посередине, другие доказывали, что дома партии и правительства нужно объединить в одно монолитное здание, от которого бы к Днепру вела "потемкинская лестница».
Были и такие, кто ради расширения площади предлагали снести «присутственные места» (например, дом на Владимирской, 15, где сейчас находится милиция), уничтожить Софийскую колокольню и по периметру построить здания. Это нужно было для того, чтобы на площади могли развернуться парады с участием танков.
По словам Бориса Ерофалова-Пилипчака, одним из главных претендентов на победу в конкурсе стал проект архитектора Чечулина, предложившего построить правительственный центр на Михайловской площади. Чего только в этом проекте не было намешано: что-то от гробниц египетских фараонов, что-то от Мавзолея Ленина, какие-то детали от Дворца Советов в Москве, даже сюжеты на тему военных парадов с участием танков и самолетов! Единственное, что в последний момент остановило жюри, так это гигантские размеры здания правительства, которые были в полтора раза больше максимально допустимых. Все остальное прошло на ура.
Но в итоге победил проект архитектора Иосифа Лангбарда. Правда, по нему построили лишь одно здание - сейчас его занимает МИД.
Ажурные подвесные мосты
Ещё одним грандиозным сооружением в Киеве должна была стать триумфальная арка между мостом Патона и Старонаводницкой улицей. Ее хотели построить в 1954 году к 300-летней годовщине воссоединения России и Украины.
В разработке проекта приняли участие две сотни архитекторов из разных уголков Союза. Самой лучшей работой признали проект архитектора Владимира Заболотного. Жюри конкурса подкупило то, что арка спроектирована без лишней помпезности: «Ясный и доходчивый образ триумфальной арки подан в острой и оригинальной форме. Ажурные подвесные мосты соединяют ее по верху со склонами днепровских гор. Эта композиция не заслоняет долину, ее богатый рельеф, не спорит с природой», - писал в те годы журнал «Архитектура и строительство». Как бы проект ни был хорош, его так и не воплотили в жизнь, хотя на него были предусмотрены необходимые средства. Почему триумфальную арку не построили, остается загадкой.
После правительственного центра вторым грандиозным этапом работы архитекторов стала реконструкция площади Калинина (сегодня - Майдан Незалежности). До 1941-го там находилось здание городской думы, но во время войны оно сгорело и все близлежащие здания были разрушены. Поэтому образовалось своего рода открытое пространство, здесь-то и решили устроить главную площадь города.
Архитекторы снова предлагали самые невероятные проекты. Например, рядом с нынешним Домом профсоюзов - поставить огромную башню наподобие средневековой кампанилы.
Другие зодчие хотели украсить центр Майдана (там, где сейчас «Глобус») триумфальной аркой, похожей на парижскую, но меньших размеров.
Еще один оригинальный проект заключался в том, чтобы переделать площадь Калинина в стиле площади Святого Петра, как в Риме.
Крещатик с колоннадой
Работы по восстановлению Крещатика начались в 1944 году. На разработку проекта реконструкции архитекторам дали четыре года. Восстанавливать Крещатик поручили архитектору Александру Добровольскому, однако до него за право быть "отцом" главной улицы боролось много архитекторов.
В итоге обозначили несколько принципиально различных подходов к освоению разрушенного Крещатика.
Одним из самых оригинальных проектов являются огромные ворота с колоннами (с пятиэтажный дом), соединяющие обе стороны Крещатика. Под ним располагалась проезжая и пешеходная часть улицы.
Архитектор Таций придал Крещатику побольше античной классики и уделил большое значение зданиям с колоннами. Любопытный проект одного архитектора, который предлагал пустить автотранспорт под землю, а сам Крещатик сделать пешеходной зоной. Многим киевлянам, бесспорно, понравился бы этот проект.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки