Для диктаторского режима важен не сам диктатор, а страх перед ним - Портников
Отвратительнаякомедия, которая разыгрывается на нашихглазах в Венесуэле в связи с отложеннойинаугурацией «бесконечного» президентаУго Чавеса, еще раз напоминает, чемдемократия отличается от авторитаризма,а режим, держащийся на авторитете вождя– от власти, исповедующей подлинныеценности.
Чавес, вознамерившийсяпревратить Венесуэлу во вторую Кубу ирасполагавший для осуществления этогонамерения огромными нефтяными запасами,главной целью этого грандиозного проектасчитал укрепление личной власти. Именнопоэтому он изменил конституцию страны,ограничивавшую нахождение на постуглавы государства.
Сейчас Чавеспереизбрался на пост президента ужев четвертый раз. Если бы ограничение небыло снято, его тяжелая болезнь никакне повлияла бы на политическую жизньВенесуэлы. Возможно, Чавес остался быв политике, поддерживал бы своихсоратников – а, быть может, как этонередко случается с бывшими диктаторами,просто наслаждался бы роскошной жизньюна какой-нибудь вилле и писал быреволюционные послания из Гаваны, ктознает? Но болезнь застала Чавеса напрезидентском посту, перед инаугурацией,без прохождения которой он не сможетстать легитимным главой государства.
Конечно, смертельнаяболезнь – всегда трагедия.Однако, с процедурной точки зрения,никаких особых сложностей нет – на постглавы государства заступает временныйпрезидент, объявляются досрочныевыборы... Так нет же! Соратники Чавесаделают все возможное, чтобы сохранитьего на президентском посту. Вернее, дажене его, а его образ – потому что длятакого режима, конечно же, важен не самдиктатор, а страх перед ним.
С обычной человеческойточки зрения, Чавес давно должен был быотказаться от борьбы за власть исосредоточиться на борьбе за жизнь. Нос людьми, для которых власть и естьжизнь, так не происходит, – и они зачастуюдействуют вопреки всякой логике. Те же,кто вокруг них, тоже заинтересованы нев здоровье, не в логичных решениях своегопатрона, а просто в его существованиикак таковом. Потому что без него все они– никто, стая проходимцев, объединенныхисключительно жаждой наживы и стремлениемк высоким должностям. Без него никто изних не поднялся бы до высот, на которыхсейчас восседают «чавесисты», простоуже неспособные понять, что их историческоевремя вышло – не по политическим, дажене по историческим, а просто пофизиологическим причинам.
И в этом – суть любого«вождистского» проекта. Сам вождь живетисключительно ради власти и уничтоженияконкурентов, рядом с ним оказываютсясамые ничтожные, самые подлые, самыециничные представители политическогои предпринимательского сообщества, неимеющие ни взглядов, ни убеждений, ничувства собственного достоинства,готовые в любой момент плясать поддудку своего благодетеля. И когдавождь заболевает и умирает – ведь вождине боги, они тоже смертны, – вся кажущаясянесокрушимой пирамида личной преданностии народного восторга разваливается наглазах и исчезает как мираж.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки