MENU

Тимошенко предугадала «праздник Козла» Януковича в Украине - Портников

5946 10

Когда Юлия Тимошенко была на свободе, она подарила своемуудачливому конкуренту, новому президентуУкраины Виктору Януковичу, романнобелевского лауреата Марио ВаргасаЛьосы «Праздник Козла». Сторонники«оранжевой» принцессы рукоплескали: Юлия Владимировна в изящной литературнойформе рассказала президенту, что она онем думает, а заодно и очертила политическоебудущее Януковича. Роман перуанскогоклассика посвящен последнему периодуправления диктатора ДоминиканскойРеспублики Рафаэля Трухильо, убитогогруппой заговорщиков. «Праздник Козла»— беллетристическая история этогоубийства.


Не скрою, мне подарокпоказался не очень удачным. Подумалось,что пиарщики Тимошенко слишком увлеклисьобложкой, но не содержанием романа, иуж тем более не историей ДоминиканскойРеспублики. Рафаэль Трухильо действительнопогиб в результате покушения — спустя30 лет после своего прихода к власти. Кэтому времени была полностью сформирована«семейная» система управления страной —жена, братья, дети, экономика деградировала,общественная жизнь исчезла, внешняяполитика сосредоточилась на противостояниис соседней Республикой Гаити…Показательно, что народ безмолвствовал, —с Трухильо расправилась небольшаягруппа заговорщиков. После чего семьядиктатора действительно потерялавлияние, а властные полномочия еще натри с лишним десятилетия перешли кближайшему соратнику диктатора —Хоакину Балагеру, исполнявшему приТрухильо роль «дедушки Калинина»,декоративного президента республики.Доминиканский Калинин не стал Сталиным,демократизировал страну, выигрывалвыборы и даже иногда терял власть. Нобесконечность его правления во многомдемонстрировала незыблемость порядков,сложившихся еще при Трухильо, порядков,теперь освященных общенароднымголосованием и межпартийной борьбой.


Сама того не желая,своим подарком Януковичу Юлия Тимошенко могла предвосхитить свою собственнуюсудьбу и судьбу своей страны. Еще вчеравсем казалось, что ситуация, сложившаясяв Украине, России, Беларуси — далее посписку, — временная, что стоит людямвыйти на улицы, правительству провестиэкономические реформы, а новым поколениямокончить несоветские школы, — как всеволшебным образом переменится, ипостсоветское пространство будетнапоминать скучную благополучнуюЕвропу, не Западную, так хоть Центральную.О том, что люди в Латинской Америке живутсхожими ожиданиями десятилетиями, мыдаже и не догадывались: другой континент,другие реалии, другая жизнь…


В одном из своих романовВаргас Льоса с горечью пишет о поколенииперуанцев, которые десятилетиями жилиожиданием перемен в собственной стране,да так и состарились, не дождавшисьизменений к лучшему. Причем люди этиотносились как раз к тому самому«креативному классу», о котором таклюбят писать современные исследователипостсоветского общества. Латиноамериканскаяистория — доказательство того, чтонебольшая группа свободомыслящихсовременных людей оказывается чужой встране, ставшей ареной взаимодействиякоррумпированной баснословно богатойвласти и нищего большинства, ожидающегогосударственных подачек. Даже если этовзаимодействие переходит в противостояние,нищее большинство выдвигает из своихрядов отнюдь не реформатора, но очередногопопулиста, прибирающего все к рукам доочередного взрыва. Настоящие реформаторыне задерживаются ни у власти, ни вистории: общество поскорее забываетпериод изменений, чреватый сокращениемгосударственных выплат. В результатеоказывается, что провести настоящиереформы может только жестокий диктатор— такой, как генерал Аугусто Пиночет.Но за эти реформы приходится платитьдесятилетиями страха и нравственнойдеградации общества.


На этом месте у читателя,как правило, возникает вопрос: «Чтоделать?» Все мы питомцы советской школы,приучившей каждого из нас к тому, чтолюди управляют историческими процессами,что достаточно найти вождя, «сильнуюличность» — Наполеона, Ельцина или хотябы Валенсу — и все расцветет и переменится.Каждое общество должно дозреть до своей«Солидарности» — а кто уж там будет воглаве профсоюза, мы даже и не догадываемся.Как и о том, что любой политический лидер— точное отражение своего времени исвоих сограждан, не более того. Общество,не стремящееся к изменениям, но мечущеесяв поисках сильной личности, представляетсямне обреченным. Потому что в результатеможно найти не Валенсу и даже не Ельцина,а Трухильо, Путина, Лукашенко, Януковича,Чавеса — и попасть на свой собственныйпраздник Козла.


Это, однако, не означает,что выбора нет. Выбор есть всегда — итем более в десятилетиях безуспешногохождения по кругу, но он зависит отвашего собственного нравственногосостояния и отношения к стране, в которойвы живете. Вы можете успешно встроитьсяв существующую систему взаимоотношенийвласти и общества — на стороне власти,разумеется, — и прожить долгуюсчастливую жизнь на Рублевке и Лазурке,изумленно вглядываясь в окружающий васмир. Вы можете просто уехать — изабыть об окружающем вас мире. А можетерешить, что ваша работа и честная жизньв условиях, когда честность неприветствуется, а нравственностьпрезирается, все же создают шанс — еслине для ваших детей, то для ваших внуков.Ведь любой праздник рано или позднозаканчивается — даже праздник Козла…


Виталий ПОРТНИКОВ 


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини