Как китайские шпионы работают в Украине
Не часто в Украине можно услышать о поимке иностранного шпиона. То ли секретов у нас больше не осталось, то ли СБУ работает из рук вон плохо. А скорее - и то, и другое.
Тем интереснее наблюдать настоящую шпионскую историю, развивающуюся прямо у нас на глазах. Да еще какую историю! Это вам не студент утащил из архива института ДСК-шный документ в обмен на скромный грант, или иностранный офицер во время поездки по обмену опытом в Украину пытался получить доступ к секретам, которые ему знать не следовало. Тут целый директор военного предприятия регулярно передавал всю документацию на изделия, наработанную десятилетиями, прямо в руки иностранных спецслужб.
Жаль, что такой вот Рихард Зорге работает не на Украину. Интересно?
Начать придется издалека. С Кучера Константина Антоновича – главы Агентства по вопросам оборонного комплекса Украины (с его биографией можно ознакомиться на сайте Министерства промышленной политики Украины).
Этот государственный муж заработал капитал и стал мини-олигархом на откатах и завышении цен при поставках оборудования на УГП «Укрхимтрансаммиак», прямом присвоении государственных средств и прочих уголовно наказуемых деяниях. Желающие подробнее ознакомиться с неприглядной деятельностью Константина Антоновича могут прочесть подробности в Интернете. См. например, подробные суммы хищений и последний сайт, целиком посвящённый афёрам с «Укрхимтрансаммиаком» и схемам, по которым грабили госпредприятие. Например, пан Кучер от лица госпредприятия заключал договора с частной фирмой, директором в которой был его сын, платил предоплату за работы и услуги, а потом компания сына, не выполнив обязательств, объявляла себя банкротом.
Также пан Кучер закупал на многие миллионы евро оборудование (краны и насосы), которые либо не работали, либо не поставлялись вообще. И это всё - на много миллионов не гривень. Помимо крупных хищений, Кучер не брезговал и мелкими суммами, расходуя сотнями тысяч деньги с корпоративного счета на личные нужды за рубежом, покупая дорогую одежду, мобильный телефон «Верту» за более чем 25 000 долларов и проч.мелочи.
Ни все эти печальные факты, ни обращения народных депутатов Украины с требованием расследования преступлений пана Кучера не помешали ему занять пост замминистра в Минпромполитики Украины. А все потому, что Константин Антонович не забывал делиться с кем следует.
Честно украденное г-н Кучер вложил в создание группы компаний «Норис». В ней и по сей день директорят его сыновья - Антон и Роман Кучеры.
Про эту организованную группу можно было бы рассказывать долго (немного написано здесь), но мы пока отметим, что группа открыла представительство в столице Китая, городе Пекине, и помимо всего прочего, импортирует оттуда в Украину специальное военное снаряжение и парашюты. Группа «Норис» ввозит в Украину товары китайской компании Jihua, являющейся поставщиком воинского снаряжения для китайской армии и спецслужб.
Недавно деяния пана Кучера на посту замминистра Минпромполитики и старые его делишки наконец-то вызвали пристальный интерес прокуратуры, выразившейся в открытии уголовного дел и перспективе ареста. Но, будучи человеком сообразительным и не жаждя лавров Ходорковского, Константин Антонович успел сбежать за границу. При этом, забавное дело, официально он свой пост в перманентно реформируемом Минпромполитики до сих пор не потерял.
Что ж, история интересная, но довольно банальная. Мелкий олигарх, наворовавший денег на распилах и откатах - таких у нас с пол-Киева на джипах и поршах катается. Далее, когда речь пойдет о родственниках Кучера, надеемся, станет занимательнее.
Похвальная забота г-на Кучера о семье простиралась, как оказалось, не только на родных сыновей, но и на племянника. Племянником же у г-на Кучера является некий Старов Юрий Дмитриевич. До 2010 года Юрий Дмитриевич был мелким бизнесменом, владельцем ТзОВ «Спеціальне тактичне спорядження» (03150, г. Киев, ул. Красноармейская, 66б, ЕДРПОУ 33442165). Фирма занималась тем, что немного разрабатывала и шила тактическое снаряжение (разнообразная экипировка для военнослужащих). К середине 2000-х годов г-н Старов открывает для себя Китай (смотри выше про компанию Jihua и представительство «Нориса» в Пекине), и себестоимость «его» снаряжения резко снижается, впрочем, как и качество. В это время г-н Старов не без помощи своего дяди г-на Кучера налаживает прочное сотрудничество с китайскими производителями военного снаряжения по линии его производства и импорта в Украину.
И так уж сложилось, что производители военного снаряжения в Китае, с которыми общался г-н Старов, в свою очередь активно сотрудничали с китайскими спецслужбами и являлись штатными сотрудниками соответствующих бюро. Руководство компании Jihua почти в полном составе работало на военных заводах Освободительной Армии Китая. Ключевые менеджеры среднего звена предприятия обучались в CICIR – «Китайские Институты Современных Международных Отношений». Это учреждение непосредственно подчиняется восьмому (научно – исследовательскому) бюро Министерства государственной безопасности (МГБ) Китая и готовит кадры для технологической разведки.
Непосредственные китайские контакты г-на Старова на выставках и в поездках за границей, в Европе, США и Китае, которым в дальнейшем он передавал информацию, - также были выпускниками Университета международных отношений - профильного университета МГБ Китая и одновременно представителями бизнес-кругов, что давало им легальный доступ к конфиденциальной информации в рамках международного бизнес - сотрудничества. Вообще, отметим, что компания Jihua, контролирующая 75% рынка военного тактического снаряжения Китая, как и многие другие компании в Китае, помимо производственных, официально выполняла и выполняет функции промышленного и военного шпионажа.
Будучи еще простым директором ООО «СТС» и общаясь с представителями китайской разведки, Старов получает недвусмысленные предложения о передаче «китайской производственной компании» научных разработок военного тактического снаряжения - сначала своих, а потом и от других разработчиков. Вначале это обосновывалось удешевлением производства при заказах снаряжения в Китае. Потом Старову была предложена оплата его заграничных поездок в обмен на техническую документацию, достать которую для Юрия Дмитриевича поначалу проблем не составляло. Просили также привозить друзей в Китай, за что тем обещали оплату проезда, а Старову комиссионные. Юрий Дмитриевич окончил Харьковское танковое училище и имеет много знакомых в среде бывших военных - десантников, спецназовцев и т.д. Процесс шел постепенно - вначале Старовым передавались собственные разработки, потом документы ДСК других компаний, потом вроде как секретные документы, но ведь времен Советского Союза...
Передача документов приносила много больше денег, чем хлопотное производство и продажа спецснаряжения. Плюс щедро оплаченные поездки за рубеж... За чужой счет из-за рубежа Старов прямо не вылазил.
Затем у Старова попросили целый пласт документации по парашютам и всему, что к ним относится. Используемые в десантных частях КНР парашюты SAN-9, а также парашютные устройства на самолетах ВВС Китая требуют коренной доработки, и документы по данному направлению сэкономили бы Народно - освободительной армии Китая (НОАК) значительные средства на модернизацию.
Но данных по этой тематике у Старова оказалось очень немного. А денег хотелось. При участии дяди была разработана схема, которая сработала на все 100%.
Каким же образом Юрий Дмитриевич получил доступ к государственным секретам, интересным Китаю? Известно, что деньги у нас позволяют даже человека полностью «не в теме» поставить на любую должность. Вот и пан Кучер - добрый дядя - перед своим бегством от прокуратуры за границу просто проплатил нужным людям назначение племянника на должность директора «Научно - исследовательского института аэроупругих систем» - «НИИ АУС» (г. Феодосия), которое как раз и уникально тем, что занимается в Украине парашютной тематикой. Зачем бы, спросите вы, киевскому обеспеченному бизнесмену бросать налаженный бизнес и переться директором в Феодосию на тройку - четверку тысяч гривень? Вот именно - если не за секретами и легкими деньгами, то и незачем. Но секреты еще нужно добыть.
Так как директор не имеет полного доступа к технической документации предприятия, Старов выбил себе заодно и должность главного конструктора НИИ АУС. И это при том, что из образования у Юрия Дмитриевича - упомянутое выше Харьковское танковое училище. Подобного себе не позволял даже великий Королев - конструктор космических ракет. А Старов себе позволили и смог - стал и директором, и главным конструктором. Получив в итоге полный доступ ко всей документации, хранящейся в РСО предприятия.
По словам сотрудников, они видели, как директор фотографировал документацию. Оставлял её себе на ночь и выходные, выносил с территории предприятия (предположительно для сканирования). Передавал по частям в заграничных поездках и при своих визитах в Киев, во время встреч с сотрудниками МГБ Китая - в обмен на наличные и оплату поездок
и развлечений.
В СБУ поступали сигналы от сотрудников о нарушениях режима секретности на предприятии, однако никаких действий по этому поводу предпринято не было.
Также китайские разведчики задавали вопросы по ВВС Украины и России, и особенно по объекту «НИТКА» - Наземному испытательно-тренировочному комплексу авиации (на аэродроме Саки в Крыму). Китай строит (пока без особого успеха) подобное сооружение для тренировки собственных морских летчиков, и сведения об особенностях постройки и функционирования объекта «НИТКА» ему сэкономят многие миллионы. С целью добыть информацию, Старов безо всякой производственной надобности постоянно участвует в испытательных полётах, находится на секретных объектах ВВС Украины, где заводит знакомства с офицерами и командным составом частей военно - воздушных сил.
Отличился Старов и на ниве «усовершенствования» производственного процесса на НИИ АУС. Парашюты и комплектующие - товар дорогой – одно изделие может стоить несколько десятков тысяч гривень. А если найти на складе старые комплектующие, подкрасить и подрихтовать – сильно экономно выходит. Правда, Минобороны заказывало новые изделия, ну да наши десантники как-нибудь переживут и попрыгают с б/у.
Информация по этим и подобным фактам неоднократно передавалась сотрудниками предприятия в Минпромполитики, СБУ и генпрокуратуру Украины, однако реакции не последовало.
Тем не менее, Старов стал более осторожным. Когда сведения о том, что он, будучи директором военного предприятия одновременно оставался директором ООО, занимающегося сходным производствоом, стали публичными, Юрий Дмитриевич закрыл веб-сайт своей фирмы, на котором ранее находилось огромное количество образцов и фотографий снаряжения, которое якобы производилось в Украине, а на самом деле в значительном количестве нелегально импортировалось из Китая.
Справедливости ради нужно заметить, что при Старове на предприятии выплачивается зарплата и прекратился экспоненциальный рост задолженности перед коллективом и бюджетом. Однако люди из старой команды, вроде Елсакова сотоварищи, все так же уводят деньги из предприятия. Мы не акцентируем внимание на хозяйственной деятельности Старова, так как у нас все же «шпионский», а не «производственный» роман, хотя здесь и есть много интересных фактов.
В процессе реорганизации Минпромполитики НИИ АУС недавно был передан в «Укроборонпром» - ведомство Соломатина. И там вроде бы, наконец-то, принимается решение уволить Старова с должности директора НИИ АУС. По крайней мере, так утверждает заместитель городского головы Феодосии некто Ганыш.
Однако следует учитывать, что многие считают, что Ганыш и мэр города-курорта Феодосия Бартенев желают приобрести в собственность базу отдыха НИИ АУС «Прибой» (Коктебель), находящуюся в налоговом залоге. Базу эту Старов разрешать продавать не спешит, имея на нее собственные виды (вернее сказать, виды из-за границы на базу имеет его дядя Кучер). Именно руководство Феодосии в процессе борьбы за базу стояло за наездами крымских властей и прокуратуры на Старова по линии невыплаты им заработной платы и задолженности в бюджет по НИИ АУС. В этой связи заявление Ганыша может быть обычной уткой, вброшенной с целью подтолкнуть «Укроборонпром» к принятию нужного ему решения, и вполне может статься, что Старов до сих пор активно трудится на благо китайской разведки. Теперь в «Укроборонэкспорте» - поближе к самым важным оставшимся у нас в стране секретам.
Кстати, Юрий Дмитриевич совсем недавно - буквально в начале декабря - вернулся из очередной поездки в Китай. Скорее всего, как всегда, не получив даже разрешения СБУ на поездку, как это должен делать любой чиновник, допущенный к гостайне.
Хотелось бы надеяться, что деятельность Старова Юрия Дмитриевича найдет достойную оценку компетентных органов. Хотя, учитывая обстоятельства, с каждым днем это кажется все более сомнительным.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки