Банки Кипра поделят на «хорошие» и «плохие»
В ночь на понедельник кипрские власти достигли соглашения с Еврогруппой, теперь Кипру открыт доступ к спасительным 10 млрд евро от тройки — Еврокомиссии, Европейского ЦБ и МВФ, дефолта не будет.
Рецепт спасения зафиксирован в предварительном соглашении о помощи, которое подписали министры финансов 17 стран еврозоны. Суть такова: предстоит принести в жертву клиентов двух крупнейших и наиболее пострадавших от списания греческих долгов банков — Bank of Cyprus и Cyprus Popular Bank (Laiki), сообщают WSJ и FT со ссылкой на европейских чиновников и подтверждают кипрские консультанты.
Киприоты намерены разделить проблемные банки на «хороший» и «плохой». «Хорошим» станет Bank of Cyprus: его реструктурируют и урежут в размерах. С вкладов и клиентских счетов свыше 100 000 евро спишут около 30%, средства пойдут на докапитализацию банка. Клиенты, заплатившие сбор, смогут рассчитывать на акции нового банка. Laiki будет обанкрочен, его «хорошие» активы передадут в Bank of Cyprus. Вклады и счета меньше 100 000 евро спасут, также переведя их в Bank of Cyprus.
Судьба остальных средств клиентов вообще неизвестна. Плана по сбору средств своими силами (ранее он составлял 5,8 млрд евро) у Кипра больше нет.
Соглашение с кредиторами не нуждается в одобрении парламента: речь не о новом налоге, а о реструктуризации банков. Закон же о банковских дефолтах принят в пятницу. Подробности операции по изъятию денег должен опубликовать ЦБ Кипра, на момент сдачи номера в печать он этого не сделал.
Потери клиентов Laiki будут зависеть от того, сколько удастся выручить от «плохих» активов, считает член совета директоров кипрской практики Ernst & Young Неофитос Неофитоу. По данным FT, примерно $4,2 млрд активов Laiki могут перевести в «плохой» банк — т. е. эти средства, скорее всего, будут потеряны для вкладчиков.
Есть опасения, что имеющие на счетах в Laiki свыше 100 000 евро ничего не получат, говорит партнер аудиторской компании «большой четверки»: в официальных заявлениях уже не упоминают компенсацию через облигации, на выплаты по которым пойдут доходы от шельфа.
Меры, на которые согласился Кипр, повторяют план канцлера Германии Ангелы Меркель за двумя исключениями: из-под удара выведены мелкие вкладчики (прежде им угрожало разовое изъятие 6,75% средств); сохранен Bank of Cyprus (Меркель предлагала и его санировать, как Laiki).
Теперь английские и кипрские пенсионеры в основной массе выведены из-под удара, констатирует партнер аудиторской компании. На практике решение в первую очередь ударит по российскому бизнесу, но нельзя говорить, что именно он был целью закона, уверен он. К тому же очень многие российские группы открывали счета в Русском коммерческом банке — кипрской «дочке» ВТБ (третий по размеру активов на Кипре, 14 млрд евро. — «Ведомости»), рассказывает собеседник «Ведомостей», а его закон не касается.
С ним согласен и партнер Ronlaw partners Павел Романенко. Принесенный в жертву Laiki был очень популярен среди российских клиентов во многом благодаря простотеоткрытия счета в нем — это можно было сделать удаленно прямо из Москвы, рассказывает он: тот же Bank of Cyprus требовал больше документов, раскрытия бенефициаров.
«Мы с коллегами шутим, что можем не получить зарплату за март», — сетует менеджер финансовой группы, головная компания которой зарегистрирована на Кипре и держит большую часть средств там. Деньги «зависли»: банки закрыты, перевести средства нельзя, а киприоты заняты спасением собственных средств. Топ-менеджеры госбанка и госкорпорации слышали, что существенные средства застряли на Кипре у «Газпрома» и «Ростеха». Человек, близкий к «Ростеху», подтвердил это, но сумму не назвал. Представитель «Газпрома» заявил, что у компании нет счетов не Кипре. Одна из немногих компаний, открыто оценивших потери на Кипре, — ВТБ: максмум несколько миллионов евро.
Дополнительные проблемы принесет ограничение на вывод средств с Кипра и даже, возможно, из конкретных банков — такая мера также согласована с Еврогруппой. По данным Moody’s, на Кипре хранится $31 млрд российского происхождения.
По завершении переговоров ухудшилось положение именно российских клиентов кипрских банков, вчера констатировал Bank of America Merrill Lynch, снизив рейтинг акций несырьевого сегмента и нефтяного сектора. Как заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, правительство пока не имеет точного реестра потерь, которые могут понести российские инвесторы. Эти капиталы следует делить на две части, считает он: «Первое — это деньги, которые выведены из экономики России, по которым не были уплачены налоги. Мы считаем, что такая часть средств совершенно незначительная. Большая же часть российских средств на Кипре находится совершенно легально».
Вчера же у киприотов появился шанс на помощь и со стороны России. Президент Владимир Путин поручил правительству и Минфину проработать с кипрскими партнерам реструктуризацию российского кредита на $2,5 млрд, выданного в 2011 г., сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он объяснил это поддержкой усилий президента Кипра и Еврокомиссии по преодолению кризиса.
Кипрские власти просили растянуть выплату кредита дополнительно на пять лет и снизить процентную ставку с 4,5% до 2-2,5% годовых.
Министр финансов Антон Силуанов вчера заявил, что просьба Кипра аналогична списанию 10% задолженности Кипра по кредиту (цитата по «Интерфаксу»), т. е. около $250 млн. «Это неплохая поддержка для кипрской стороны, мы будем, естественно, принимать решения с учетом предложений кипрской стороны и «тройки», — сказал он. Шувалов заверил, что, пока Россия не получит полную информацию о соглашении с «тройкой» и порядкесписания средств со счетов в банках, говорить об условиях реструктуризации рано.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки