Новый Таможенный кодекс на деле оказался абсолютно неэффективным
Вступление в силу нового Таможенного кодекса в середине прошлого года пока не привело к ожидаемому увеличению масштабов пост-аудита субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) со стороны таможенных органов. А должно было.
Если по итогам первой половины 2012г. таможенники осуществили чуть более 600 документальных проверок предприятий, то в целом по итогам прошлого года — 1260. Примерно такая же динамика сохраняется и в текущем году. По данным Миндоходов - на протяжении января-первой половины марта проверок было 306.
Напомним, что новый Таможенный кодекс закрепил за таможней право в течение трех лет проверять субъектов ВЭД после таможенного оформления товаров (то есть уже внутри страны).
Целесообразность расширения прав таможни мотивировались желанием государства сместить акцент с проверок при ввозе товаров в Украину (предусмотрено сокращение времени на осмотр грузов таможенниками, уменьшение количества необходимых подтверждающих документов для предпринимателей и т.д.) на пост-аудит-контроль (включает в т.ч. анализ корректности определения таможенной стоимости и т.д.).
По замыслу это должно было способствовать ускорению движения товаров через таможенную границу и упростить жизнь добросовестным налогоплательщиками.
В развитых странах пост-аудит обеспечивает обычно более 30% всех таможенных платежей. Во Франции, например, таможенники полномасштабно проверяют лишь около 5% импорта при его ввозе в страну. Остальные 95% подлежат контролю в течение 1-3 лет после оформления таможенных документов. В США, скажем, в полтора раза меньше таможенников, чем в Украине, но американцы обслуживают в десятки раз больше субъектов ВЭД (около 500 тыс.). Происходит это, прежде всего, благодаря пост-аудиту.
Руководитель группы таможенных процедур и международной торговли, менеджер отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Виталий Науменко сообщил, что как такого переноса акцента на документальные проверки таможенными органами в Украине не произошло.
Это же подтверждает и юрист юркомпании «Правозащита Украина» Ольга Николаенко. В частности она сказала – «это осталось декларативным нововведением Таможенного кодекса».
Науменко также указывает на отсутствие опубликованных обобщенных консультаций о практическом применении отдельных норм таможенного законодательства по пост-аудиту, а это повышает риски компаний. Соответственно, результаты проверок могут становиться для налогоплательщиков не очень приятным сюрпризом.
Но насколько ощутимыми для предприятий являются финансовые санкции, которые применяют таможенники? С одной стороны, старший юрист налоговой практики юридического бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Александр Майданик отмечает, что сумма доначислений для предприятий при проверках может быть существенной.
«Часто основанием для доначисления является не налоговая оптимизация со стороны импортера, а низкое качество налогового и таможенного законодательства (например, отсутствие четких правил включения в таможенную стоимость лицензионных платежей или части расходов на транспортировку товара)», — уточняет юрист.
С другой стороны, по словам менеджера отдела налоговых и юридических услуг PwC Украина Роберта Зелди, вряд ли уместно говорить, что пост-аудит превратился в инструмент давления на предприятия.
Определенным образом этот тезис подтверждают и «пост-аудитные» доходы бюджета. По данным Миндоходов, в 2012г. по результатам документальных проверок в госбюджет налогоплательщиками перечислено 102 млн. грн. Дополнительный фискальный эффект от самостоятельного декларирования налогоплательщиками роялти и лицензионных платежей составил около 178,1 млн. грн. Благодаря повышению уровня налоговой культуры налогоплательщиков, вследствие их самостоятельного обращения в таможенные органы по поводу доначислений налоговых обязательств (кроме доплаты роялти и лицензионных платежей), в бюджет дополнительно поступило более 51 млн. грн.
При этом, по данным Миндоходов, 90% контрольных мероприятий, осуществленных таможенниками на протяжении 2012г. — первой половины марта 2013г., приводили к доначислению налогоплательщикам денежных обязательств — налогов и штрафов.
«Решение о проведении документальной проверки предшествует обстоятельный анализ всех аспектов внешнеэкономических операций налогоплательщика, которые могут повлиять на законность их осуществления», — уточняют в фискальном ведомстве.
Что принесет в пост-аудитном контексте объединения таможни и налоговой в рамках Министерства доходов и сборов? По мнению Майданика, для бизнеса потенциальная польза от такого шага была бы в том случае, если бы министерство создало систему, при которой во время одной проверки изучались и налоговые, и таможенные вопросы.
«Требование об одновременном проведении плановых проверок налоговыми и таможенными органами уже ранее существовала в законодательстве, но она почти не применялась на практике», — констатирует юрист.
По его словам, ожидаемое упрощение обмена информации между налоговой и таможней станет особенно актуальным для государства после внедрения законодательства о трансфертном ценообразовании, поскольку налоговики получат возможность контролировать цены продажи товаров на экспорт в онлайн-режиме, выявлять случаи реализации товаров по заниженным ценам на связанные компании-нерезиденты
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки