Фирташ выстаивает монополию, прибирая к рукам все привлекательные химические активы
Победным маршем шагают по стране олигархи Ахметов и Фирташ. Если первый подгребает под себя энергетику и металлургию, то второй – газовую отрасль и химическую промышленность. Накануне затяжных майских праздников Фонд госимущества объявил об окончательной продаже многострадального производственного объединения «Сумыхимпром». Главный и единственный претендент – олигарх Фирташ, в чем никто особо и не сомневался.
Эпопея вокруг ПО «Сумыхимпром» длится уже несколько лет. Формально оно является государственным, поскольку государству принадлежит 100% акций. Реально заводом уже давно управляет близкий к Фирташу менеджмент, претворявший в жизнь главную задачу – втравить предприятие в долги с тем, чтобы купить его как можно дешевле. Объявление Фондом госимущества (ФГИ) приватизации объекта можно считать заключительным актом этого многолетнего спектакля.
Правительство решило избавиться от всех 100% акций. Из них 5% будет размещено на фондовой бирже, 2,25% -- среди работников предприятия в виде этакой «подачки». Главный пакет в размере 92,75% акций будет продан путем аукционной продажи, и за него планируется выручить около 3 млрд грн. Продажа пакета намечена на август 2013 года. В ФГИ такую цену считают справедливой и сформированной на основе критериев, принятых в мире. Эксперты затрудняются оценить указанную стоимость, поскольку акции предприятия на рынке не котируются.
Но все сомнения улетучиваются, когда выясняется, что главным и единственным претендентом на покупку 92,75% акций «Сумыхимпром» является «главный химик» Украины Фирташ. Только руководство принадлежащего Фирташу концерна Group DF однозначно заявило о намерении участвовать в приватизации предприятия.
В этом нет ничего удивительного, поскольку структуры Фирташа за последние годы прибрали к рукам источники сырья и рынки сбыта продукции. «Сумыхимпром» является производителем азотно-фосфорных удобрений и двуокиси титана, являющегося пигментом в производстве лакокрасочной продукции. В то же время структуры Фирташа являются крупнейшими частными поставщиками и импортерами природного газа, являющегося сырьем в производстве удобрений. Иршанский и Вольногорский горно-обогатительные комбинаты, добывающие сырье для титанового производства, находятся в долгосрочной и крайне невыгодной для государства аренде у фирмы «Крымский титан», входящей в Group DF. Кроме того, Фирташ контролирует такие флагманы химической промышленности Украины, как Запорожский титаномагниевый комбинат и Крымский содовый завод.
Таким образом, Фирташ выстаивает монополию, прибирая к рукам все более или менее привлекательные химические активы. Возникает вопрос: почему антимонопольный комитет не реагирует на подобные вопиющие факты разрушения конкурентной среды путем выстраивания монополии в целых секторах экономики?
Подобный вопрос автор этих строк задал заместителю главы Антимонопольного комитета Украины Рафаэлю Кузьмину в ходе дискуссии «Стратегия развития конкурентной политики в Украине и обзор международного опыта», проводившейся зимой этого года. В ответ чиновник заявил, что Фирташ, дескать, антимонопольного законодательства не нарушает. По словам Кузьмина, тот факт, что структуры олигархи прибирают к рукам местную газораспределительную сеть (обл- и горгазы) по всей стране абсолютно не является поводом считать это монополизацией рынка. Облгазы являются естественными монополистами на региональных рынках, но Антимонопольный комитет не видит здесь перехода региональной монополии на общегосударственный уровень, заявил чиновник. Тот факт, что прибрав к рукам облгазы и имея право осуществлять импорт топлива в страну, Фирташ превращается в частного монополиста, Кузьмин оставил без внимания.
Такое же мнение замглавы Антимонопольного комитета высказал относительно ситуации в титановой отрасли и в производстве азотных удобрений. Как сказано выше, титановое производство полностью контролируется структурами Фирташа, но чиновник Антимонопольного комитета уверил, что доля этих структур на рынке составляет менее 30%, а потому оснований для обвинений в монополизации нет.
Таким образом, монополизация экономики происходит с согласия и при прямом участии чиновников, в должностные обязанности которых входит, наоборот, препятствование этим явлениям.
Отсутствие конкуренции «Сумыхимпром» делает вообще бессмысленным приватизационный аукцион. Народный депутат от фракции «Батьківщина» Сергей Пашинский уверен, что реальные покупатели из числа зарубежных компаний к конкурсу допущены просто не будут, а из близких к власти предпринимателей в Украине химические активы есть только у Фирташа, а потому исход так называемого конкурса предрешен до его начала.
Подобное мнение высказывает глава правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик. Эксперт обращает внимание на то, как в 2012 году близкая к Фирташу фирма «Газтек» приобрела акции 12 облгазов за 250 млн грн, хотя рыночную стоимость этих активов эксперты оценивали в сумму $400-450 миллионов.
Так называемый приватизационный аукцион по продаже акций «Сумыхимпром» станет еще одним актом растаскивания экономики страны по олигархическим карманам.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки