Назначение Саакашвили стало для Порошенко очень высокой ставкой
Слухи об интеграции бывшего президента Грузии в украинские властные структуры ширились начиная с прошлого года. Саакашвили часто бывал в Киеве, много общался почти со всеми влиятельными украинскими политиками и активно высказывался и про отношения с Россией, и про слишком медленные реформы на Украине. Кроме того, бывший президент Грузии в принципе достаточно близко знаком с Петром Порошенко - они с разницей в несколько курсов учились на факультете международных отношений Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко.
Поводов порассуждать о возможном участии Саакашвили в работе новой украинской власти было предостаточно. Каждый раз речь шла о какой-нибудь новой должности, и каждый раз Саакашвили эти слухи опровергал. Самым громким «назначением» в этом ряду был пост главы антикоррупционного бюро, в которое Саакашвили без его ведома почти усадили украинские журналисты. Говорили также и о возможной должности в украинском правительстве, но в центральную власть грузинский экс-президент так и не пошел.
Поэтому, когда о назначении Саакашвили губернатором Одесской области только начинали говорить, большинство восприняло это как очередную журналистскую утку. Украинцы не только привыкли скептически относиться к очередной «должности» для любимого ими грузинского политика, но и откровенно не могли понять, зачем это нужно самому Саакашвили. Поначалу никто не мог поверить в то, что бывший глава пусть небольшого, но гордого государства окажется готов продолжить свою политическую карьеру в другой стране да еще и на местном уровне.
Три пользы Саакашвили
Если для кого это назначение и оказалось полезным, так это для украинского президента. В первую очередь этот шаг позволит ему нанести очередной удар по позициям Игоря Коломойского, конфликт с которым хоть и перешел в вялотекущую фазу, вовсе не прекратился. Бывший губернатор Днепропетровской области все откровеннее пытается задеть Порошенко лично, высмеивает его устами юмористического шоу «95-й квартал» на собственном телеканале «1+1» и называет президентского назначенца на пост министра экономики Айвараса Абромавичюса «обезьяной» во время заседания наблюдательного совета государственной компании «Укрнафта», над которой олигарх все еще старается сохранить контроль.
Порошенко такие выпады принимает достаточно болезненно, но позволить себе отвечать подобным образом не может. Несмотря на всю противоречивость, Коломойский пока остается спасителем Днепропетровской области в глазах многих украинцев, а сам Порошенко не до конца избавился от имиджа олигарха. Однако Коломойскому терять сейчас почти нечего, а для президента открытый конфликт с олигархом принесет не только головную боль, но и обвинения в межолигархических разборках, которых опасаются и украинцы, и западные партнеры Киева.
В этой ситуации удар по позициям бывшего днепропетровского губернатора был сделан таким образом, что принес лишь позитив для украинского президента. Предшественником Саакашвили на посту одесского губернатора был Игорь Палица, которого связывают с Коломойским и снятия которого ожидали с самого начала открытого конфликта Порошенко с Коломойским. Понимая, что позитивный имидж экс-президента Грузии на Украине чрезвычайно силен, команда Коломойского очень сдержанно отреагировала на произошедшее. Палица лишь отметил, что разговор с президентом прошел «в теплой дружеской атмосфере», а кандидатура Саакашвили его «приятно удивила».
То, что это назначение приписывают Порошенко, тоже поднимает популярность украинского президента. Вялотекущие реформы все больше раздражают украинцев. Только ленивый сейчас не критикует украинскую власть за медлительность. Еще в одном конфликте во власти, на этот раз между президентом Порошенко и премьером Арсением Яценюком, каждый старается выглядеть большим реформатором, пытаясь свалить ответственность за проволочки друг на друга. И то, что Саакашвили, которого многие украинцы считают великим реформатором, фактически вошел в команду президента, прибавило Порошенко немало очков в этом символическом противостоянии. Дошло до того, что ряд комментаторов начали предполагать, что уже в ближайшем будущем грузинский экс-президент сможет претендовать на премьерское кресло. Сам Саакашвили, правда, назвал такие предположения «глупостью».
Маленькой пропагандистской победой Порошенко, которая стала возможна благодаря назначению Саакашвили, была реакция Москвы. Для украинцев нет лучшего подтверждения правильности выбора украинского президента, чем слова Дмитрия Медведева о «шапито-шоу». На фоне того, что Порошенко все чаще обвиняют в попытках договориться с Россией ценой украинских национальных интересов и территорий, назначение Саакашвили укрепило имидж украинского президента не только как реформатора, но и как патриота.
Одесские конюшни
Однако одними лишь политическими и пропагандистскими ходами объяснить назначение Саакашвили нельзя. Новому одесскому губернатору предстоит немалая работа. Прежде всего речь идет о злоупотреблениях на таможне - главной коррупционной кормушке региона. О том, что ситуация с коррупцией в крупнейшем украинском порту не особо улучшилась, свидетельствует ряд скандалов, в которых были замешаны украинские политики.
Например, недавно были опубликованы фотографии из зала Верховной рады, на которых видно, как депутат Виталий Хомутынник обсуждает в переписке с Палицей «решение вопросов» на таможне. Это заставило многих усомниться в том, что новая власть собирается хоть как-то бороться с контрабандой. О схеме, благодаря которой олигарх Сергей Курченко, близкий к «семье» Януковича, завозил через Одесский порт бензин, рассказал в своем недавнем интервью министр внутренних дел Арсений Аваков. Судя по всему, Саакашвили понимает накопившееся недовольство, поэтому называет борьбу с контрабандой и коррупцией одним из приоритетов на новой должности.
Не меньше сложностей будет с вопросами безопасности. Несмотря на тревожные прогнозы, годовщина майской трагедии в Доме профсоюзов не сопровождалась новыми беспорядками, но в Одессе по-прежнему периодически происходят теракты, а значительная часть населения области крайне недовольна новой властью. Сравнительное спокойствие последних месяцев, возможно, объясняется тем, что люди Коломойского зачастую добивались относительного порядка с помощью сомнительных методов и опоры на собственные ресурсы, включая частные охранные структуры. У Саакашвили такой возможности не будет, ему придется принять дела, опираясь исключительно на государственные институты области. Возможно, опыт «укрощения» Аджарии и Аслана Абашидзе, которому грузинский экс-президент противостоял в 2004 году, также стал одним из факторов, сподвигнуших Порошенко на это назначение.
Наконец, самым важным остается вопрос о том, насколько новый глава Одесской области способен исправить ситуацию в регионе в рамках тех ограниченных полномочий, которые предоставляет губернаторам украинское законодательство. Ведь многие вещи будут зависеть не только от воли Саакашвили, но также и от сотрудничества с центральной властью, силовиками и судами. Учитывая доминирование старых кадров на всех уровнях административной, силовой и судебной вертикали, реальные возможности губернатора достаточно невелики и будут во многом зависеть от его умения добиваться своего неформальными путями.
Такая ситуация несет немалый риск и для самого Порошенко. Ведь если Саакашвили не сможет справиться с сопротивлением системы и гневно хлопнет дверью, это будет означать приговор дееспособности нынешней власти. В отличие от предыдущих кадровых скандалов бывший президент Грузии слишком известен и на Украине, и на Западе, чтобы еще одна отставка осталась незамеченной. Даже если новый губернатор не станет громко подавать в отставку, а просто не сможет в ближайшее время предъявить обществу ощутимых результатов, Киеву будет крайне трудно объяснить, почему у него ничего не получается. В этом случае все краткосрочные выгоды будут мгновенно перечеркнуты провалом этой попытки продемонстрировать прогресс. Таким образом, назначение Саакашвили стало для Порошенко очень высокой ставкой. Если все получится, то выигрыш может быть значительным, но провал или даже просто отсутствие серьезного прогресса способно окончательно подорвать доверие к новой украинской власти.
Александр Голубов для Московского центра Карнеги
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки