Угрожает ли Харькову наступление России?
Активизация столкновений на Донбассе ставит вопрос об угрозе распространения дестабилизации на другие территории на востоке Украины. Существует ли реальная угроза для Харькова?
4 июня в районе Марьинки возле Донецка произошло резкое обострение ситуации. От 500 до 1000 бойцов ДНР при поддержке тяжелой артиллерии и танков под руководством военных специалистов российской армии попытались выбить ВСУ из города. Для того, чтобы отбить атаку сепаратистов, после личного разрешения президента Петра Порошенко, украинская армия была вынуждена применить тяжелую артиллерию. В конечном итоге, ВСУ успешно отразили наступление врага, нанеся ему большие потери. Госпитали и морги Донецка переполнены убитыми и ранеными боевиками.
В связи с этим возникает вопрос: насколько серьезной может быть эта эскалация и насколько она угрожает она другим городам на востоке Украины? Тем более, что лидеры «ЛДНР» - Захарченко и Плотницкий регулярно выступают с заявлениями о том, что не остановятся на достигнутом и «будут гнать бандеровцев вплоть до Львова». Впрочем, все прекрасно понимают, что Захарченко и Плотницкий выступают всего лишь ретрансляторами Кремля. Тогда какие мотивации у Путина?
После майских встреч с главой Госдепа США Джоном Керри и канцлером Германии Ангелой Меркель стало очевидно, что крупные игроки стремятся заморозить конфликт на востоке Украины. Ни США, ни ЕС не хотят нести дополнительные издержки из-за войны на Донбассе тем более, что спустя более года после начала войны устойчивость Украины вызывает много вопросов: реформы не проведены, экономическая ситуация все хуже. Как следствие, становится все больше недовольных политикой президента и правительства. Поэтому, если Украина не может победить в войне на сегодняшнем этапе, то лучше дать ей возможность провести реформы, а там видно будет - вот такая логика США и ЕС.
Логика Путина направлена на минимизацию ущерба из-за конфликта с Украиной. За 2014 год Россия сожгла более 100 млрд. долларов своих золотовалютных запасов. Санкции Запада также нанесли ущерб на десятки млрд. долларов. Экономическая ситуация ухудшается с каждым днем. И что бы не говорили о безумии Путина, он прекрасно отдает себе отчет относительно устойчивости российской экономики. Об этом говорит, например, попытка перенести выборы в Госдуму с декабря на сентябрь 2016-года. В Кремле, не скрывая, говорят, что это связано с тем, чтобы не дать возможность усилить позиции (ха-ха) российской оппозиции. Время играет против Путина, потому ему нужно уменьшить давление на экономику.
С этой точки зрения слишком затратный проект «Новороссии» становится ненужным, поскольку сам по себе и является основной причиной издержек России. Поэтому Кремль изменил тактику и предлагает Украине забрать ЛДНР на свой баланс. В этом случае, издержки несет Украина, а не Россия, а Путин получает достаточный набор инструментов, чтобы, используя экономический кризис и паралич политической системы, попытаться укрепить свое влияние в Украине.
Вот почему странные люди вроде Александра Ходаковского (бывшего командира «Восток»), которые год назад с оружием в руках выгоняли украинскую власть из Донецка, сегодня заговорили о необходимости «глубокой автономии» в составе Украины. Странно, что эти гордые люди забыли, что не менее «гордый народ Донбасса» уже проголосовал за «суверенитет» ЛДНР 11 мая 2014 года. Как теперь разрешить такую коллизию? Очевидно, провести новый референдум за «десуверенизацию» и возвращение в лоно «единой Украины». Главное, чтобы Москва дала отмашку.
Как в эту логику вписывается тогда нынешнее обострение на Донбассе? Да очень просто. Украина упирается варианту глубокой автономии, потому что Порошенко прекрасно осознает ее последствия. Поэтому Путину нужна эскалация на Донбассе, чтобы принудить Киев в приемлемому варианту.
Точно такую ситуацию мы наблюдали и перед первым, и перед вторым Минском. Вчерашние бои в Марьинке напоминают разведку боем на предмет готовности ВСУ отразить очередной приступ «территориальной клаустрофобии» в ЛДНР. Успех украинской армии, отбившей вчера атаку боевиков не должен расслаблять. Путин будет качать ситуацию, благо за несколько месяцев после Дебальцево он завел в ЛДНР такое количество техники, что армии сепаратистов уже превосходят вооруженные силы многих европейских стран.
Однако, как вытекает из логики вышесказанного, Россия осознает пределы эскалации, связанные с ее глобальной ставкой в большой игре с США, ЕС, Китаем. А Госдеп США вчера оперативно напомнил, что выход за красные ленточки повлечет за собой новую волну серьезных последствий. На фоне коррупционного скандала в ФИФА и отставки Йозефа Блаттера, что непосредственно бьет по России, угрозы Запада не выглядят блефом. Даже корректная в отношении Путина Меркель вчера одернула пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, в очередной раз напомнив, что считает «аннексию Крыма» аннексией», а не «присоединением» как пыталась исказить высказывания канцлера Германии президентская администрация РФ.
Поэтому непосредственной угрозы Харькову на данном этапе обострение на востоке Украины не несет. Даже если ситуация будет развиваться по худшему сценарию для Украины, то она может потерять еще несколько населенных пунктов на Донбассе, которые не изменят общей картины. Для штурма Мариуполя и «похода на Харьков» у Путина элементарно не хватает ресурсов. Плюс это резко увеличит издержки от реакции Запада.
Очевидно, что главной угрозой стабильности на Слобожанщине является ухудшение социально-экономической ситуации, которое было подробно рассмотрено в этой статье. Именно неспособность Киева занять адекватную позицию и привлечь необходимые ресурсы для стабилизации экономики региона может привести к социальному взрыву, на который, несомненно, и рассчитывает Путин. Удивительная беспечность, которую президент и правительство проявляют к третьему воюющему региону, которым, по сути, является Харьков, может аукнутся самым печальным образом.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки