"Скелеты в шкафу" украинского автопрома
Всего за пять месяцев 2015 года в Украине было произведено 1260 легковых автомобилей. Это ужасно мало. В 2014 году за тот же период было произведено 21554 автомобиля, а в былые времена вообще производство легковых автомобилей было на уровне около 400 тыс. штук. Теперь же фактически работает только два автозавода: ЗАЗ и Еврокар, и то очень слабенько. В этой ситуации критика и дискуссии в адрес украинского автопрома не утихают. Но всегда ли обвинения в адрес нашего автопрома объективны, или может действительно проблема только в украинских автопроизводителях?
Очень много популярных обвинений в адрес автопрома Украины любят высказывать наши граждане:
"Украинские автопроизводители только и могут, что делать Ланосы. Почему они не делают Мерседесы и не продают украинцам по цене запорожцев?"
Для того чтобы производить легковые автомобили нужно быть владельцем своей автомобильной модели или купить право на производство автомобильной модели у собственника. В Украине есть право на производство собственной модели - это "Таврия". Вот и все. Остальное нужно покупать. А тут как раз не все так просто. Американские и европейские автопроизводители отказываются продавать право на производство своих моделей, а предлагают купить уже готовые, или, в крайнем случае, соглашаются на крупноузловую сборку почти готового автомобиля, как это происходит со Шкодой. Украине удалось, и то только случайно, купить право на производство Ланоса, и теперь это уже на 50% украинский автомобиль, если учитывать комплектующие, которые делают на украинских заводах. То же самое было и с украинским автомобилем "Богдан". Не хотят нерезиденты конкурентов, и поэтому переговоров много, а результата нет. Хотя собирать Мерседесы методом крупноузловой сборки всегда предлагают. А что толку, проще уже купить готовый.
"Почему Украина не может разработать сама хороший и дешевый автомобиль как в Германии или США? Эти наши автопроизводители просто не хотят этого делать и продают нам старье"
Любой автомобиль, это фактически конструктор, состоящий из большого количества деталей, который, как правило, имеет патентную защиту. Поэтому для того чтобы сделать новый автомобиль, нужно сначала купить у собственника право на использование его патента. А вот как раз немецкие и американские автопроизводители не хотят продавать патенты. А хотят продавать уже готовые автомобили в Украине.
Сделать же автомобиль совершенно новый, что называется, с нуля, по новым технологиям и чертежам, это под силу только мировым авто монстрам, так как тут нужны миллиарды долларов, инвестированные в научные разработки. К слову, многие эти научные разработки тупиковые, и поэтому только небольшая их часть действительно доходит до реального автомобиля. У нас получилась только "Таврия", и то потому, что это старая советская разработка.
"А почему Китай копирует чужие автомобили и ничего не боится? Почему мы не делаем чужие копии?"
В действительности Китай ничего не копирует без разрешений. Другое дело, что когда к автопроизводителю из США или ЕС приходят из Китая или России, они готовы продать права на производство, и патенты, и все-все. Потому, что для них рынки Китая и России очень привлекательные по размерам и потребителям, в отличие от рынка Украины. Поэтому в Китае и России действительно большое количество автозаводов, которые работают на чужих разработках. Но Украина ничего не может предложить США и ЕС, из того, что может предложить Китай.
"Почему когда подписали соглашение об ассоциации с ЕС, цены на автомобили не упали, как обещали?"
А цены и не должны были упасть. Действительно в соглашении об ассоциации с ЕС есть пункт, согласно которого, в течение 5 лет будут поэтапно отменяться экспортные пошлины ЕС на автомобили, поставляемые в Украину. На это пошло всего 10%. И это не значит, что Украина не имеет право устанавливать импортные пошлины на автомобили, что правительство Яценюка и сделало. Цены, по которым Украина покупает автомобили в ЕС, меняться не будут. Это просто рынок, и никто не будет продавать дешево автомобили в Украину.
Украинскому автопрому сложно. Никто не любит конкурентов, и соглашение об ассоциации с ЕС ничего радикально не изменит. Все что может быть, это создание в Украине предприятий, или точнее цехов по крупноузловой сборке европейских автомобилей, или цехов по производству комплектующих для европейских автомобилей. Но развивать или помогать украинскому конкуренту ЕС не будет. Украина совершила очень большую ошибку, когда вступала в ВТО. В отличие от России, Бразилии и Южной Кореи, она не вытребовала себе льгот для автопрома. В результате, после вступления в ВТО Украину резко завалили импортные автомобили, а украинский автопром начал сдавать свои позиции. И только в 2012 году была попытка дать ему шанс за счет запретных пошлин. И действительно, уже в 2013 году это дало небольшой положительный эффект, но уже в 2014 году все рухнуло, и теперь все падает дальше.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки