Придворные шуты, или Инкубатор "новороссов"
Формирование общественного мнения – штука сложная. И разбираться в ней надо на простых примерах. И циничный юморок Задорнова про сбитый «Боинг» это очень нужная ниточка, которая вытягивает на свет целый клубок интересных вещей.
«Самолет упал по причине силы тяжести, так как машина тяжелее воздуха» (Андрей Делиев - губернатор Пермского края)
Резонанс вокруг скандальной шутки придворного кремлевского сатирика утих и самое время взглянуть на «певца скреп и Отечества» глазами Чумного Доктора. Поверьте: взяв Задорнова за лысину, мы легким движением скальпеля, вскроем темы формирования общественного мнения и национального мышления в Российской Федерации, специфику работы российских спецслужб и даже поговорим об истории и разновидностях юмористических программ и юмористов. Все будет просто, интересно и, надеюсь, познавательно. Устраивайтесь поудобнее в нашем анатомическом театре.
Не секрет, что на протяжении многих лет, Михаил Задорнов тесно связан с российской верхушкой. Да и сам он этого никогда не скрывал, описывая и свои встречи с первыми лицами, и свое общение с семьей Ельцина, и другие свои политические контакты. Не секрет так же, что многие пропагандистские тезисы, используемые российской «фабрикой мнений» поразительно совпадают с тезисами выступлений Михаила Задорнова. Судите сами: «бездушный Запад», «Великая Россия», «особенные люди», «пуп земли», «ум земли» и конечно же «тупая Америка». И это только юмор. А еще есть целые исторические романы по так называемой «альтернативной истории», где «все произошло из России», а «у нас (русского народа) особая миссия на земле». Не удивлюсь, если у кремлевского политтехнолога и шизофреника по совместительству Дугина на холодильнике эти цитаты маркером написаны. Так и хочется сделать вывод о том, как тайным звонкам из ФСБ, сатирик Задорнов крапает по ночам эти тезисы, коварно посмеиваясь. Однако, не обольщайтесь.
С Задорновым несколько иная история. Никто ему из ФСБ не звонит и ничего ему не надиктовывает. Задорная лысина сама генерирует кремлевскую сатиру без всяких указок. И генерировала сама. И влияние в данном случае, не со стороны Кремля на Задорнова, а очень даже наоборот. Со стороны Задорнова на Кремль. Лишний раз убеждая в «правильном выборе» и «нужном направлении». Вся суть работы придворного сатирика не в том, чтобы влиять на народ (хотя о его влиянии мы поговорим чуть ниже), а о том, чтобы влиять на Кремль. И влиять вовсе не для того, чтобы Дугин радостно тряс бородой и пристукивал от удовольствия лаптем. Это слишком сложная логическая надстройка. Влиять Задорнову нужно исключительно для того, чтобы вкусно есть и не париться о концертах. Так работает весь придворный российский шоу-бизнес. Суть проста: весь год ты делаешь ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ради двух событий: нужного корпоратива (или праздника) кого-то из кремлевской элиты и выступления в самом Кремле перед сонмом кремлевских небожителей. И эти события обеспечивают тебе и эфиры на телевидении, и гастроли по стране, и корпоративы. Нет никакого тайного фсб-шного ордена. Не надо смотреть в мистику. Просто обернитесь и посмотрите в советское прошлое. Ничего не изменилось.
Тем не менее, переоценить вклад «задорновщины» в формирование общественного мнения в среде хомячков просто невозможно. Как уже писалось выше все рассказы жителям Торжка и Вязьмы о «Великой России», все басни о «тупых американцах», все бредни так называемой «альтернативной истории» - это правильно сформулированный посыл непритязательной публике в трусах, тельняшках и с золотыми зубами во рту. То есть – выгодное вложение в сатиру.
Давайте, обратим внимание на российский юмористический теле-рынок, времен начала информационной войны против Украины (2004-2006 годы). Он весьма убог и имеет лишь четыре крупных продукта, ТРИ из которых являются не «мыслеформирующими» а просто индикаторами, то есть – юмористы не формируют мнение, а просто «чувствуют дух времени». Это КВН, Comedy (КВН с расширенными возможностями) и (пардон) постаншлаговский паноптикум – театр уродов «Кривое Зеркало». Ни КВН, ни Comedy не смотря на свою популярность формировать общественное мнение даже не пытаются. Что касается паноптикума «Кривое Зеркало», то про них и речи идти не может, однако, выход этого треша в выходной прайм-тайм на самом рейтинговом канале, уже может послужить серьезным звонком для социологов. Непритязательность аудитории настолько развита, что кривлянья пенсионеров стоят в дорогущем временном слоте, а значит – востребованы НАСТОЛЬКО, что менеджеры канала уверенно тулят эту убогую чушь не боясь, что зритель «уйдет на другой канал». Впрочем, все это нужно вводить в отдельную летопись российской истории под названием «как мы искали дно».
Зато, «задорновщина», которая вполне спокойно пережила всю ельцинскую эпоху, всю эпоху «демократического путинизма» (был такой момент в истории правления ботоксного карлика, когда он (возможно, даже вполне искренне) пытался сделать из страны некий демократический совок с внеземной красоты вертикалью). «Задорновщина» является единственным «мыслеформирующим» стилем юмора. А Задорнов – единственным, формирующим мысли юмористом. Очень важное уточнение: не стоит сейчас вспоминать Михаила Жванецкого, Гришковца или «Квартет И». Мы говорим о тиражных продуктах и медийных персонах, и разбираем российский юмор, как рынок, а не пытаемся создать летопись российского юмора как такового.
В 2007-2010 годах, российская интернет-агрессия начинает разрастаться: появляются целые интернет-питомники будущих российских троллей, осваиваются методы распространения информации через социальные сети, появляются медиа-холдинги, скупающие новостные ресурсы. Мейл ру уже активно начинает работать «на украинский сегмент». А для «внутреннего пользователя» появляются первые попытки создать националистический вектор пропаганды. Появляется целый ряд мега-популярных молодежных ресурсов, пользователи которого либо сами являются нацистами, либо пытаются притянуть за уши Гитлера к Сталину. Особенно хорошо, это становится заметно на «демотиваторс. ру» – ресурсе, который являлся одним из самых крупнейших и самых популярных внутренних российских ресурсов того времени.
Чем начинает заниматься в этот момент Задорнов? Правильно! Тем же самым – заискивать с правыми маргиналами-националистами. Тут вам и «альтернативная история», тут вам и бредни на тему «весь мир произошел от России» тут вам и экспедиции с волосатыми чудищами в лаптях в поисках доказательств дохристианского величия Руси. Тут вам и четкое искоренение национальных признаков (украинцев, белорусов) и понятная любому лаптю из деревянной избы «тоска по былому великолепию». И его аудитория в Украине – это инкубатор «новороссов». Ведь секрет прост: условия жизни рождают неуверенность, а социальная неуверенность – комплекс гражданской неполноценности. А комплекс гражданской неполноценности нужно кормить сказками о «славном прошлом» и «исключительной роли».
И все-таки повторюсь: Задорнов – это не ФСБшное зло. Это удачливый юморист, который умело пользуется двумя моментами: близостью к Кремлю и умением правильно понять над чем будут смеяться завтра.
Однако, и сказать о том, что без Кремля не обошлось – тоже нельзя. Ведь Задорнову помогают тиражироваться. И вот это уже непосредственная работа пропаганды. То есть – увидеть в толпе необходимую и потенциально рейтинговую медиафигуру и помочь этой фигуре выйти на передний план. То есть, Задорнов просто продолжает работать, а люди делают так, чтобы в работе Михаила никто не ограничивал. И в этом плане, замкнутый круг: Кремль-эфиры-гастроли-Кремль выглядит как другой замкнутый круг от попытки понравится в Кремле до популярности, на основе которой СНОВА приглашают в Кремль.
В этот момент на украинском медиа-рынке мыслеобразующих тенденций, или мыслеформирующих медиа-лиц просто нет. Нет, как таковых. «95-й квартал», который немногим позже попадет в тот же замкнутый круг, что и Задорнов, мыслеоформированием если и занимается, то исключительно на уровне мелких внутреполитических разборок, зарываясь в политическую сатиру настолько, что, порой, становилось грустно. Не за «Квартал». За нас самих. Формированием общей тенденции мышления никто не занимается. Задача любой мало-мальски значимой медиа-фигуры – мочить конкурентов инвестора. А, в РФ вовсю идет необходимая селекция медиа-фигур. Государство активно помогает любому, кто хочет стать рупором. Без всяких «тайных орденов». Путем банальной медиа-поддержки тем лицам, которые «подходят», под уже сформированные направления внешней и внутренней пропаганды. Впрочем, и об этом нужно будет говорить отдельно и писать статьи о том, как противник занимал целые территории без единого выстрела еще задолго до начала войны. А тут мы про Задорнова, юмор и пропаганду. И сейчас будут тонкости.
А теперь, внимание, друзья мои! Мы переходим к наиболее важной конкретике.
Понятное дело, что влияние российских СМИ и российского медиа-рынка на восточные области Украины было крайне велико все это время. Понятное дело, что никто с этим влиянием не боролся и бороться не пытался. А если и пытался, то напишем на братской могиле этих медиа-солдат эпитафию «Имя твое неизвестно, подвиг твой напрасен». Но хочется, чтобы вы понимали, что основная проблема влияния на украинскую аудиторию российских пропагандистских тезисов не в коварном ФСБ и не в ботоксном Кремле. Украинский плацдарм был сдан потому, что центральные средства массовой информации слишком поздно стали воспитывать украинскую аудиторию качественным продуктом, а медийный ширпотреб российского производства вбил окончательную крышку в гроб довоенной информационной безопасности нашей страны.
И Задорнов в этом плане весьма важный и интересный индикатор. Слишком многие в Украине, наконец-то обратили внимание на то, что важна не сама шутка про сбитый «Боинг». Важна реакция зала. И фраза, которая всех возмутила НИКОГДА не была бы произнесена, если бы аудитория Задорнова не хотела ее услышать. И до тех пор, пока мы объясняем этот момент лишь друг другу, мы НИКОГДА ничего не сделаем. Потому, что ширпотреб-аудитория куда шире. И ширпотреб-аудитория НУЖДАЕТСЯ в постоянной пище. А значит, ширпотреб-аудиторию ВСЕГДА будут кормить. С ней-то, с аудиторией без вкуса и претензий все очень просто. Ей достаточно «альтернативной истории» и «кривого зеркала», ей достаточно сказать, ей достаточно бросить как кость любую мысль, явление, идею. И речь-то, заметьте, идет вовсе не о политических программах. Не о новостях. Не о социальных медиа-продуктах. Речь идет о «товарах широкого потребления», где юмор является весьма важным и востребованным товаром. И до тех пор, пока украинская аудитория мыслит эстетическими потребностями «одноклассников» и живет идеями Задорнова, максимум на что мы сможем рассчитывать - это на организованное стадо потребителей, мыслящих (в лучшем случае) весьма и весьма ограничено, но в нужном ключе.
Опыт Ближнего Забордюрья в этом плане весьма и весьма примечателен. Ширпотреб активно привлекается для сотрудничества с государством: Валерия скандалит, Тимати пишет песни о том, что «великая Россия всех переиграет», а Задорнов, как лакмусовая бумажка шутит на темы сбитых россиянами «Боингов». Аудитория смотрит, жует поп-корн и радуется. И никакого Киселева. Дугин может напиваться до чертиков и бить балалайки о стены и радостно притопывать лаптями.
P.S. ЧуДо никогда не любил Задорнова и «задорновщину». ЧуДо смотрел Монти Пайтонов и Эдди Иззарда. И, как Доктор, может сказать с уверенностью: у аудитории «Монти Пайтона» совка головного мозга и преклонения перед «русскими духовностями» не наступит никогда. Откройте рейтинги телесмотрения и вы поймете что хочет видеть аудитория. А потом составьте, забавы ради, список программ, которые приходятся по душе непритязательной аудитории «одноклассников». Посмотрите на людей в этом списке – это и есть тот самый инкубатор «новороссов». Когда человеку не важно - что смотреть, ему не важно – где и как жить.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки