Как россиянам не следует себя вести в Украине
Назначение российской оппозиционерки Марии Гайдар на должность вице-губернатора в Одесской области породило первый открытый конфликт Михаила Саакашвили с жителями области. При этом конфликт вполне понятен, и вызвало его вовсе не российское происхождение Маши, и даже не отстутствие открытого конкурса среди людей, имеющих опыт социальной работы (хотя и этот фактор, разумеется, был значимым). Однако столь резкое неприятие кадрового решения Саакашвили было вызвано в основном поведением самой Марии. Основные претензии украинцев к Гайдар уже были многократно озвучены. Во-первых, жители страны вправе были рассчитывать, что человек, претендующий быть чиновником в их государстве, как минимум изучит азы украинского законодательства в той части, что для данной должности необходимо украинское гражданство, а при его принятии нужно отказаться от российского.
При этом такой человек должен знать данный факт изначально, а не ждать, пока процедуру ему разъяснят журналисты.
Здесь же оказалось, что человек, берущий на себя ответственность за судьбы беженцев, людей, потерявших своих близких в зоне АТО, словом, травмированных, несчастных людей с разрушенной жизнью и часто - с искалеченной психикой, не имеющих средств к существованию, не способен даже ответственно подготовиться к вступлению в должность, прочитать предварительно закон. Он не готов ничем пожертвовать ради Украины, которая с удивительной щедростью предоставляет ему пост, о котором не могут мечтать даже лучшие из граждан страны, и предоставляет гражданство - заветную мечту сотен российских беженцев, которые не могут получить даже политического убежища, и вообще не имеют законных оснований оставаться в Украине. И, получив такую привилегию, Маша Гайдар с видом несмышленого ребенка жалуется журналистам, что хотела бы сохранить российское гражданство, хотя ей уже многократно и публично объяснили, что по закону это невозможно. Если в данном вопросе она надеется на сочувствие от журналистов, то
Марии следовало бы понимать, что в Украине находится гораздо больше людей, достойных сочувствия - как среди ее граждан, так и среди российских эмигрантов, у которых вообще нет роскоши выбирать себе гражданство.
Далее, жители страны, являющейся жертвой прямой военной агрессии, вправе были ожидать, что гражданин страны-агрессора, приезжающий работать в их осударство на важный государственный пост, как минимум сможет без запинки и с первого раза признать факт войны страны ее гражданства со той, в которой она собралась участвовать в государственном управлении. В конечном счете, факт этой войны Маша признала, но сделано это было явно под нажимом, как следствие поднявшейся в виртуальном и реальном мире волны возмущения - словно Маша наконец-то сделала одолжение докучливым журналистам и выдала им, таким непонятливым, то, что они хотят услышать, чтобы те наконец успокоились.
При этом в тоне и в самом ответе Марии не было ни капли вины и сожаления за ее прошлые высказывания или за отказ ответить на вопрос о войне. Нет, я ни в коем случае не говорю, что каждый россиянин должен просить у украинцев прощения за войну. Более того, я считаю, что извиняться за чужие грехи - лукаво и даже вредно. Однако каждый человек может и должен отвечать за себя самого - за свои предыдущие высказывания, за свое личное непонимание ситуации в прошлом, за свои заблуждения, даже если они касались довоенного периода, возможно (при самом строгом подходе) - даже за свою причастность к тому монстру, в который превратилась сегодняшняя Россия.
Если мы просим прощения за то, что кого-то невольно толкнули в автобусе (хотя сделали это без малейшего злого умысла), то намного логичнее попросить прощения за то, что мы могли без злого умысла кого-то обидеть, оскорбить и даже принять участие в каких-то злых делах, даже если сами того не понимали.
Такая позиция честна, искренна и заслуживает уважения, особенно в такой тяжелой ситуации, как война.
И озвученные ошибки касаются не только Марии Гайдар, но и многих приезжающих в Украину россиян, часть из которых уверена, что самим фактом признания российской агрессии они делают украинцам одолжение, и потому должны восприниматься здесь, как герои. Так вот, никакой заслуги в глазах украинцев в таком поведении нет. Признать очевидный факт - это тот минимум, который показывает, что вы не являетесь продолжением российской пропаганды (по которой давно плачет Нюрнберг), и имеете моральное право не чувствовать себя соучастником военных преступлений. Но не более того.
Проще говоря, признавая очевидное, называя ложь - ложью, а правду - правдой, вы показываете, что вы - нормальный, честный человек, а не враг и лжец. Если вы делаете это, находясь на территории Украины, для такого поступка вам не требуется даже смелость - только минимум порядочности, отличающей обычного человека от подлеца. Осуждая ложь и войну, вы показываете, что являетесь другом Украины, что двери этой страны для вас открыты, и что, если вы искренни, вы можете приезжать сюда и наравне со всеми искать работу и стараться быть полезным Украине.
Но и это не дает вам никаких привилегий.
Героями могут считаться те, кто действительно принял Украину как свою новую Родину, принес ей реальную пользу и многим пожертвовал ради нее - либо, даже не считая ее родиной, старался защищать ее, живя в России, как это делает замечательный российский музыкант Андрей Макаревич. Уверена, что ни один украинец никогда не посмеет упрекнуть Макаревича за его российское гражданство.
Снобистский тон, откровенное пренебрежение законами страны и естественными вопросами журналистов, неспособность взять на себя ответственность за прошлые высказывания на фоне отсутствия пока каких-либо реальных заслуг перед Украиной - все это способно еще больше разрушить отношения россиян и украинев, а не наладить их, как на то надеется депутат Госдумы РФ Дмитрий Гудков.
Отношения между двумя народами действительно нужно будет воссоздавать заново, но это без труда сделают неизвестные широкой публике, но хорошо известные украинцам десятки россиян, которые сражаются в зоне АТО, трудятся в волонтерских организациях, работают в украинских СМИ, продвигают ее интересы, предлагают профессиональную помощь в разных сферах от аналитики до производства и не задумываются при этом о том, как их поведение будет выглядеть в России.
Ксения КИРИЛЛОВА, "Новый регион"
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки