Трудовые мигранты в России – источник пополнения рядов Исламского государства?
В России и республиках Центральной Азии резко выросло беспокойство по поводу степени влияния идеологии Исламского государства (ИГ). По имеющимся данным из 20 000 иностранцев, вступивших в ИГ и другие экстремистские группировки в Ираке и Сирии , 2000- российские граждане, приблизительно 1500 - выходцы из стран Центральной Азии.
На протяжении многих десятилетий Северный Кавказ остается областью политической нестабильности и насилия. Со времени распада Советского Союза Кремль дважды воевал в Чечне. Результатом последней российской военной кампании 2000-х годов стало распространение нестабильности из Чечни на остальные горные области.
В то время, как конфликт начался как светский, с активизации национального чеченского движения в 1990- х годах, сейчас он превратился в повстанческое движение, основанное на принципах исламского фундаментализма и экстремистской идеологии. В настоящее время исламские боевики из запрещенной террористической организации «Имарат Кавказ» действуют на Северном Кавказе с целью создания пан-Кавказского государства по законам шариата.
Нестабильность, вызванная последовавшими одна за другой чеченскими войнами, не ограничивается Кавказским регионом. Во время конфликтов население Центральной Азии, как сообщалось, в основном находилось на стороне северокавказских боевиков, а в некоторых случаях, местные жители принимали участие в партизанской войне против российских войск. В 1990-е годы, печально известный командир чеченских повстанцев Шамиль Басаев поддерживал тесные связи с Объединенной таджикской оппозицией. В период с 1995 по 1999, сотни бойцов из Центральной Азии и Северного Кавказа прошли бучение в специальных тренировочных лагерях в Чечне, управляемых Басаевым и его окружением и Саудовским джихадистом Ибн аль-Хаттабом.
Со временем связь между северокавказскими повстанцами и ИГ только углубилась. В первом десятилетии 21-го века, влиятельный русский экстремист Саид Бурятский часто приезжал из Северного Кавказа в Казахстан. Его пропагандистские материалы распространялись среди его казахских последователей и, в результате, начиная с 2008 года, десятки молодых граждан Казахстана через Северный Кавказ, присоединились к «Имарат Кавказ». Во время проведенной в 2009 году в республике Дагестан операции российских спецслужб, было убито восемь террористов, у пятерых из них оказались казахские паспорта.
Сегодня эпицентр фундаменталистского конфликта переместился в Ирак и Сирию, региональный мятеж на Северном Кавказе перешел в «фоновый режим», а сотни боевиков из Северо-Кавказского региона ушли в Сирию, чтобы присоединиться к ИГ и ответвлению Аль-Каиды движению Фронт ан-Нусра.
Как сообщалось, первые северокавказские добровольцы, прибыл в Сирию три года назад. Аналогично и боевики из Центральной Азии начали стекаться в Сирию в 2012 году. В начале конфликта северокавказские и центральноазиатские бойцы группировались в автономные подразделения, разбросанные вдоль границы северной Сирии и Турции. Но вскоре большинство из этих групп были включены в состав бригады «Катаиб Мухаджирин», в которой основным языком общения стал русский. В ходе эскалации боевых действий в Сирии и Ираке, русскоговорящие боевики Северного Кавказа и Центральной Азии воевали на стороне ИГИЛ, некоторые из них под командованием Чеченского командира Умара Шишани, ставшего военным командиром ИГИЛ в Сирии, другие - в группировках, главным образом, связанных с Фронтом ан-Нусра.
Считается, что добровольцы, стремящиеся присоединиться к ИГ, попадают в Сирию через Турцию, в которой существует благоприятный визовый режим с Россией и республиками Центральной Азии, и немало доступных переправ в зону конфликта. А вот откуда именно они прибывают в Турцию, остается до конца не ясным. Некоторые из них вербуются членами джихадистских агентурных сетей непосредственно в своих родных городах. Однако миллионы узбеков, киргизов и таджиков, занятые на неквалифицированной сезонной работе в России, подвергаются там жестокой дискриминации, насилию и вымогательствам со стороны милиции. Такая нетерпимость становится причиной, толкающей мигрантов к поиску и установлению более тесных связей с нерусскими общинами, члены которой обладают идентичной их культурной и религиозной принадлежностью.
Множество узбекских, таджикских и киргизских мигрантов, попадая в такие общины, оказываются высоко восприимчивыми к насаждаемым фундаменталистским учениям, и проповедываемой в российских городах радикальной версии ислама . В последние месяцы чиновники стран Центральной Азии подтвердили, что многие из их сограждан оказались в конечном итоге в Сирии после того, как были завербованы в крупных городах России, и одноразовое посещение человеком мечети может служить для центральноазиатских служб безопасности серьезным основанием, чтобы бить тревогу. Доказательство тому недавнее видео переметнувшегося к ИГ командира таджикского ОМОНа полковника Гулмурода Халимова, в котором тот заявил, что на его родине должен быть установлен халифат, и подчеркнул, что трудовые мигранты в России находятся в бедственном положении, он призвал их присоединиться к "Исламскому государству": «Совершайте джихад. Присоединяйтесь к Исламскому Государству. Сюда (в Сирию) легче попасть из России»,- говорит он в обращении.
Мигранты из Центральной Азии являются самыми восприимчивыми и к онлайн вербовочной деятельности вследствие многочисленных факторов, в том числе отделенности от своих семей, маргинализации и социальной изоляции в городах России.
Действительно, интернет и социальные медиа, в которых пропаганда легко осуществима и доступна, являются эффективными инструментами для вербовки жителей восточных регионов бывшего Советского Союза. Пропагандистское крыло ИГ Аль Хайят создает привлекательный контент, в котором дается возможность заглянуть внутрь организации, а молодые иностранцы, вступающие в «халифат», на все лады восхваляются. Показательным примером являются популярные российские соцсети Одноклассники и Вконтакте, ставшие «полноводным источником» для радикальных группировок. Усиливая старания набрать еще больше бойцов из России и стран бывшего СССР, ИГИЛ недавно запустил пропагандистский русскоязычный телеканал Фурат Медиа.
В конечном счете, неясно, снизится ли поток новобранцев в ИГ из России и Центральной Азии в ближайшее время. Недавнее убийство лидера "Имарат Кавказ", похоже, привело к тому, что множество боевиков организации примкнуло к ИГ. В мае эмир Хасавюртовского джамаата (Дагестан) заявил, что мусульмане в области должны платить налог ИГ.
Кроме того, один из самых популярных исламских проповедников Северного Кавказа Надир Абу Халид, обосновавшийся в Сирии, может повлиять на своих последователей призывами последовать его примеру или присоединиться к экстремистским группировкам Ближнего Востока. После того, как несколько старших командиров боевиков Северного Кавказа присягнули на верность ИГИЛ, в июне было объявлено о планах создания новой области влияния на Северном Кавказе.
Несмотря на усилия России признать и должным образом оценить опасную ситуацию наращивания экстремизма в северокавказском регионе, остается серьезный вопрос, способна ли она справиться с угрозой внутреннего терроризма в условиях масштабного противостояния с Западом и непрекращающегося кризиса в отношениях с Украиной.
Оригинал на European Counsil ofn Forighn Relations
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки