За что Эрдоган обижен и на Путина, и на Запад
Папа Франциск, публично осудивший геноцид армян, был не единственным, кто в этом году высказал свое мнение по этому вопросу, пишет в блоге на "Новом времени" Эдвард Люттвак. Даже российский президент Владимир Путин во время своего визита в Ереван выступил с речью. Турецкий министр иностранных дел принялся защищаться: «С учетом кошмаров, целое столетие совершавшихся Россией на Кавказе, в Центральной Азии и Восточной Европе; методов коллективного наказания, таких как Голодомор в Украине в 1932-33 годах, а также преследования турок и мусульман в собственной российской истории, мы думаем, Россия прекрасно знает, что означает термин «геноцид».
Эта агрессивная и абсолютно бессмысленная реакция со стороны когда-то профессионального министерства демонстрирует, какое влияние оказал Эрдоган на турецкую политику. В Австрии шесть парламентских партий признали случившееся геноцидом, хотя официальная позиция государства не изменилась; в ответ Турция отозвала своего посла, предупредив, что отношениям между Австрией и Турцией нанесен непоправимый ущерб.
С учетом того, с каким уважением Турция всегда относилась к Германии и немцам, удивительно, как одно-единственное упоминание президентом Иоахимом Гауком слова «геноцид» вызвало еще одну гневную тираду министерства: его замечания назвали «необоснованными спекуляциями, направленными против турецкой идентичности, истории и общества. Президент Гаук не имеет права обвинять турок в преступлении, которого они не совершали».
Гнев турецких чиновников ощутил и Европейский парламент, несмотря на то, что Турция планирует вступать в ЕС. «Турция считает все подобные резолюции не имеющими силы», - заявил Эрдоган. -Какое бы решение не принял Европарламент по вопросу якобы имевшего место геноцида армян, оно не будет иметь ни малейшего значения». Министр иностранных дел Мехмет Давутоглу назвал резолюцию «Отражением европейского расизма»: «Где аборигены? Где индейцы? Где африканские племена? Как они были стерты из истории?»
Но наиболее заметным ответом на обвинения была угроза превращения бывшего кафедрального собора, построенного императором Юстинианом, а ныне музея Айя-София, в мечеть, что лишило бы православных по всему миру возможности ее посещать. И эти угрозы были озвучены не имамами с безумными глазами, выступающими на грязных улочках, а вполне уважаемыми личностями, включая муфтия Анкары.
Чувствительность Эрдогана к слову «геноцид» по отношению к туркам иронична еще и тем, что сам он использовал этот термин без раздумий, обвиняя китайцев в геноциде уйгуров-мусульман, а израильтян - в систематическом геноциде палестинцев.
Но куда большая ирония в отрицании турками геноцида армян заключается в том, что это отрицание можно обосновать. Нет достаточных оснований, чтобы оспаривать заявленные 1,5 млн погибших, но в юридическом отношении обвинение в геноциде весьма спорно. Среди знаменитых ученых, не признающих случившееся геноцидом (в юридическом отношении) - Бернард Льюис, Дэвид Фромкин, Джастин Маккарти, Норман Стоун, Майкл Гюнтер и Стивен Катц. И, несмотря на то, что все они были связаны с турецкими научно-исследовательскими учреждениями, вряд ли кто-то из них согласился бы солгать ради выгоды. Их позицию разделяют также правительства Великобритании и США.
Аргументы тех, кто поддерживает Турцию, если говорить простым языком, сводятся к следующему: турецкое руководство действительно хотело убить большое количество армян, но не пыталось искоренить их полностью. Для сравнения, для гитлеровской Германии истребление евреев было приоритетом: на это бросили невероятные человеческие и финансовые ресурсы; Германия потратила невероятное количество сил на неудачные попытки экстрадировать около тысячи финских евреев и оставшихся евреев Румынии, когда изначально согласившееся на массовые убийства правительство последней передумало; она даже ввязывалась в рисковые военные операции, чтобы получить еще незначительное количество евреев, к примеру, направив небольшое количество кораблей на Родос (путь был неблизким, маршрут простреливался британской авиацией), чтобы забрать с острова 1600 евреев. И это 31 июля 1944 года, всего за несколько недель до того, как немцам пришлось эвакуироваться из Греции.
Германия явно стремилась любой ценой уничтожить всех евреев. В то же время турки, напротив, не собирались убивать армян, живших за пределами Османской империи, и даже в ее границах не пытались уничтожить всех. Они депортировали не всех армян (в Стамбуле остались сотни тысяч), и убили не всех, кого депортировали. Иными словами, турецкое руководство при Трех пашах было, без сомнения, виновно в массовых убийствах, они явно пытались уничтожить армян политически, уничтожили немало общин, сделав выживших изгоями, но, поскольку они не пытались убить всех, геноцидом это назвать нельзя.
Лично я, с учетом вышеприведенных фактов и жестокости, с которой выживших армян заставили платить налог на богатство, считаю позицию нынешнего турецкого руководства («убивали обе стороны») бредовой, хотя и слишком жестокой, чтобы над ней можно было смеяться. А что касается Конвенции о предупреждения преступления геноцида и наказания на него, то я плюю на нее, ведь она ничем не помогла ни камбоджийцам, ни тутси Руанды, ни боснийцам, ни жителям бывшей Югославии.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки