Про функционирование грантовой помощи в Украине
Для начала договоримся о терминах:
ГРАНТ (англ. grant - дар) - безвозмездная субсидия или дотация предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.
ГРАНТОДАТЕЛЬ (англ. grantor) - в Украине украинский или иностранный гражданин либо украинское или иностранное юридическое лицо, а также международная организация, получившие право на предоставление грантов на территории Украины в установленном порядке, а также самое государство Украина.
ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЬ - предприятия, организации и физические лица, получатели безвозмездных субсидий и дотаций.
Грантоеды и грантофобы - пренебрежительное название грантополучателей и оппозиции к последним.
В Украине история «грантовой» помощи началась как накануне получения независимости, так и в момент её обретения, когда новорожденную украинскую демократию международные институты готовы были поддержать материально - оргтехникой, компьютерами, так и денежными грантами.
Львиная доля помощи грантёров первоначально уходила на создание независимых украинских СМИ.
В целом Украина образовала хорошие условия для развития и деятельности общественных объединений, приняв в 1992 году Закон «Про громадські об'єднання». В самом начале было 2 рода общественных организаций - так называемые «травяные»,т.е. созданные «снизу» независимые НКО, и организации истеблишмента, другими словами чиновничьи. Последние ловко пользовались ситуацией и своей мега-информированностью, они нанимали общественных помощников, которые писали бизнес-планы и проекты. Затем успешно презентовать написанное международным организациям и посольствам, и зачастую выигрывали гранты. Припоминаю случаи в Николаеве, когда общественные организации с документами выкупались на корню с целью получения иноземных субсидий.
Тогдашние гранты по размерам были не чета нынешним миллионным. Обычно до 10 тысяч долларов, в редких случаях до $ 50 000,00, но наличными, двумя траншами, с промежуточным финансовым отчётом. Мало верится, что грантовые деньги тотально распихивали по карманам. На них проводились семинары, конференции, тренинги, обучения, печатались методические пособия по гражданскому просвещению и правам человека, и многие другие мероприятия. Кроме того, с грантополучателей требовали строгих содержательного и финансового отчётов.
Продержаться годами на виду, «прикарманивая» гранты, было совершенно невозможно. Финансовая нечистоплотность строго преследовалась в украинской общественной среде.
Не исключаю, что специалисты в самих украинских филиалах фондов-грантодателей могли наживаться на "розбудові демократії".
Однако ни одного судебного процесса по такому прецеденту в Украине не было. А все догадки от лукавого!
Грантовые вклады Запада в украинскую демократию полностью себя оправдали в 2004 году. Также, исходя из событий последних лет, можно сказать, что в Украине вызрела и сформировалась влиятельная прослойка общественных организаций и не ангажированных СМИ, твёрдо поддерживающих демократические устои. Положительный итог грантовых вливаний очевиден. Полного примуса валюты у общественников как не было, так и нет, гранты пошли в дело построения и укрепления демократических институций.
Очевидно, однако и другое, что самым большим потребителем грантов и на сегодняшний день остаётся государство Украина в лице чиновников. И речь идёт не о кредитах, заимствованных у международных финансовых институтов, а о безвозвратных грантовых деньгах на рыночные реформы, верховенство права, обучение милиции и т.д.. Вот за счёт этих грантовых долларов строились роскошные дома, покупались мерседесы и порши. Доказательства на лицо - реформ как не было, так и нет по сей день!
Спустя десять лет после начала своей работы в Украине, грантодатели научились контролировать каждый цент, а государство усвоило науку взимания налогов с чужеземных денег, и наполнения пенсионного фонда. Так Единый налог, который был введен указом президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в июле 1998 года стал надёжным механизмом учёта и налогового контроля иноземных субсидий, которые стали поступать только в безналичном виде на счета общественных организаций. Грантополучателей обязали вести бухгалтерскую отчётность, и ввели проверки.
Так что, невежественные и политизированные грантофобы далеки от понимания функционирования грантовой помощи в Украине.
Любую брань и обвинения гранотофобов в сторону грантоедов, можно скорее расценивать как похвалу и признание.
Далее поговорим о грантёрах американских, европейских и своих, местных грантоедах - тружениках демократии, глупых грантофобах, «чистых» деньгах...
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки