Антикоррупционное бюро готово встряхнуть элиту. Решающее слово за Порошенко
Порошенко представляет директора Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника. 16 апреля 2015 г. / @STsegolko
Итак, вчера встречались с руководителями Национального Антикоррупционного Бюро Украины директором Артемом Сытником и его первым заместителем Гизо Углавой. Функции бюро, если кто не в курсе - самая жесть. Оно занимается (будет заниматься) расследованиями в отношении госслужащих первого и второго ранга.
Министры и заместители, премьер, народные депутаты и экс-президенты. Исключение - только действующий президент.
А так уже завтра могут пригласить Кучму и задать в лоб резонный вопрос - откуда у вас, Леонид Данилович, имущество? Счета, недвижимость - давайте разбираться. Или действующих народных депутатов, которые содержат по полфракции.
Или министра - любого. Или самого Генпрокурора с заместителями, а мы помним, что с этими людьми говорить про имущество можно очень долго. НАБУ с прописанным под него законом это просто адский кошмар для высшего эшелона украинской власти. Нет неприкасаемых и совершенно нет влияния. Ни президент, ни Генпрокурор, ни премьер - никто вообще не влияет на директора и детективов Бюро. Поэтому звонить и говорить «это наш сукин сын» нет смысла.
Как рассказал Артем Сытник, работа проведена уже серьезная, ведомство создано с нуля, в Бюро на данный момент 116 сотрудников. Обучение детективов заканчивается в конце сентября. Они смогут одновременно заниматься расследованием 20 дел. И если напрячся, то в конце октября уже можно работать. Тем более, что оснований и поводов для заведения уголовных дел вполне хватает - информацию Бюро уже накопило. Так что сажать можно было бы не весной, как принято у огородников, а даже зимой. Если бы не одно «но».
Антикоррупционное бюро не может полноценно работать без одного элемента - антикоррупционного прокурора. Это очень интересная должность, именно из этого кресла идут все санкции и Антикоррупционный прокурор полностью изолирован от Генерального. Именно в создание антикоррупционной прокуратуры все и уперлось. Выбрать кандидата должны на открытом конкурсе, в составе комиссии 7 представителей Верховной Рады и 4 от прокуратуры.
Генпрокурор Шокин своих представителей делегировал, но это были такие кадры, которые вызвали у знающих людей настоящий шок. На днях представитель ЕС в Украине Ян Томбинский прямо сказал - если эти четверо будут выбирать антикоррупционного прокурора, то нет никакого смысла и мы не примем этот выбор. Люди Гузыря, для тех кто интересуется. Верховная Рада делегировать свою семерку вообще не может. И никто не сомневается, что это просто саботаж.
Депутаты, министры и прочие руководители украинского государства совсем не торопятся выходить из сложившейся системы сдержек и противовесов, в которой им практически ничего не угрожает. Генпрокуратура не просто теряет монополию, но у ее Следственного управления забирают самых «жирных» клиентов. Так что политики, чиновники и ГПУ единым фронтом саботируют процесс. Те, кто понимают, о чем речь. Потому что некоторые даже не владеют вопросом. Например, глава фракции «Самопомич» Березюк на днях обратился к Сытнику с вопросом - почему не боретесь с коррупцией? Где результаты, черт побери?! То есть глава одной из фракций вообще не понимает ситуации.
И он не один такой - нардепы пишут письма, запросы, ждут результатов. Многие просто не читали закон и не знают, что работать без антикоррупционного прокурора или «и. о.» Бюро не может. А те кто знают, это потенциальные клиенты. Как пошутил (или не пошутил совсем) один из гостей - вечером премьер встречается с двумя своими ближайшими политическими соратниками из ВР депутатами М. и И. и спрашивает «Что там с антикоррупционным бюро?» А ему отвечают - «Да зачем оно надо, так все нормально, а тут будет головная боль. Давай сделаем вид, что забыли и вообще заняты». Президенту наверняка вкладывают в уши очень похожие тезисы. Если бы не давление США, ЕС и международных структур, бюро вообще не создавали бы. Но пришлось. Теперь созданную машину хотят обезвредить.
Оставлять антикоррупционное бюро в подвешенном состоянии, не давая возможности приступить к работе, можно долго. Срывать проведение конкурса по выборам антикоррупционного прокурора, проводить новый, бесконечно затягивать процесс. Проблема в том, что у противников работы Бюро очень много союзников - в парламенте, правительстве и АП. Все потенциальные клиенты - против. Союзники - западные посольства и народ Украины. Есть сумасшедшая поддержка в обществе. Союзников больше, но противники опытнее и инициативнее. При НАБУ создан общественный совет, но про него мало кто знает и его участие в процессах не видно. Во всяком случае для присутствующих это было новостью. И отсутствие активности со стороны этого общественного совета тоже, кстати, показатель. Негативный.
Что в итоге имеем? Антикоррупционное бюро создано, и готово через два месяца встряхнуть элиту. Встряхнуть сильно. Но с помощью саботажа срываются выборы Антикоррупционного прокурора, и это тормозит весь процесс. Требуется 4 члена комиссии от ГПУ, но не скомпрометировавшие себя люди Гузыря, а нормальные. Насколько это возможно. И 7 человек от Верховной Рады. Проголосовать за них постановление - это 226 голосов. Дальше уже конкурс, подпись президента и пошла зачистка. Все три вопроса легко решаются на Банковой. И Шокину можно позвонить и в Раде собрать 226 голосов. В общем, господин президент, ваше слово.
Вместо эпилога просто для оживления и оптимизма прямая речь
Артем Сытник: «При желании все можно сделать. И не нужно бояться судов, они не смогут свести к нулю результат. Когда я работал в следствии, у меня был один подозреваемый судья - тоже рассказывал, какой он всемогущий и как ничего не боится. Получил 7 лет, работал в тюрьме библиотекарем»
Гизо Углава: «В Грузии сажал я в тюрьму одного вора в законе. И он начал бить на жалость - родители умерли рано, вынужден был идти воровать, не сажай. Я ему рассказываю, что то же самое - родители умерли рано, пошел работать, а до этого все было хорошо, занимался танцами. Вор внимательно посмотрел и переспросил - чем занимался? - Танцами. И тут его прорвало: Так танцевал бы и дальше, нет, ты пришел меня в тюрьму сажать!»
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки