О причинах газо-электрических истерик и перспективах отопительного сезона
Зима в Украину, по привычке, пришла совершенно внезапно. Газа в хранилищах "чуть-чуть" не хватает, угля на электростанциях "немного" дефицит. Тем не менее к зиме все оказалось готово. Ну, почти готово.
Энергетические эксперты в июле, августе и даже в сентябре положительно бились в падучей. Знаете, есть такой у экспертов а-ля ослик Иа. Тот самый, который изводил вконец Пятачка и Винни-Пуха своим бесконечно глубоким пессимизмом. Спору нет: излучать казенный оптимизм при отсутствии запасов газа в хранилищах, угля на пристанционных складах и без перезагруженных на зиму ядерных реакторов - это нарываться на звание самого жизнерадостного идиота. Или на звание лауреата премии Дарвина - ее дают тем, кто наиболее изящным способом избавил человечество от себя любимого. Но и устраивать истерики - занятие не больно уж уважаемое. Тем более что всегда найдутся умники, которые вычислят - в чьих интересах поднята истерика.
Начнем с атомных реакторов, потому что о них сейчас говорят меньше всего. И потому, что на АЭС вырабатывается примерно половина потребляемого в Украине электричества.Там ситуация, несмотря на жесткие и вполне обоснованные контры с Российской Федерацией, как раз относительно стабильна, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. Конфликт громкий только один - летом Украина остановила сотрудничество с РФ в деле достройки двух реакторов на Хмельницкой АЭС.
А вот топливо россияне поставляют исправно - несмотря на вполне однозначное решение Украины о том, что мы постепенно переходим на дружбу с иными поставщиками. Впрочем, это делает не только Украина, но и наши соседи к западу от границы с ЕС. Так что с этой стороны подвохов ждать не следует. А ведь атомная энергетика не только обеспечивает почти половину потребностей в электроэнергии, даже в какой-то мере замещая импорт газа в связи с расширением использования электрокотлов для отопления.
Единственная проблема - доставшаяся от СССР конфигурация магистральных линий электропередачи. Поэтому ряд атомных станций сейчас не способны в полной мере заместить работу тепловых станций, которые жгут дефицитный уголь. Сейчас на АЭС "заперта" мощность примерно полутора энергоблоков-миллионников, что сравнимо с мощностью приличной теплоэлектростанции.
Уголь? Как ни печально, но поставки угля из-за рубежа и с шахт из зоны, контролируемой сепаратистами, - наша нынешняя реальность, о которой с пониманием говорит даже посол США. Единственное условие наших западных партнеров - такие закупки должны производиться прозрачно и не становиться базой для реализации коррупционных схем. А что с объемом запасов на электростанциях?
Около 2,06 млн тонн к середине октября было запасено на площадках. Это много? Давайте сравнивать. Год назад страна как манны небесной ждала прихода углевозов из ЮАР. Все вдруг стали спецами по сортам энергетического угля, научились видеть разницу между газовыми углями и антрацитом. Потому что тогда запасы составляли 1,5 млн тонн. То есть разница с 2014 годом в почти полтора раза при уменьшившемся в 2015 году на 14% производстве электроэнергии. Что означает: угля сейчас больше, чем год назад, а сжигаться он будет более экономно.
Газ? Как ни странно, но после истерик летом о том, что "подземные хранилища пусты, как апрельский амбар", оказалось, что там запасено почти 17 млрд куб метров газа. Ровно год назад был чуть меньший уровень запасов - 15,76 млрд куб м на 18 октября 2014 года. Но разница в том, что год назад Украина только договаривалась о реверсных поставках газа из Европы. И цены были примерно на треть выше, чем сейчас.
Сейчас на стороне Украины играют меньшая цена газа, кредиты ЕБРР и Мирового банка на закупку газа (в том числе - в РФ). В общем, все в шоколаде? Увы, не совсем. За относительно большие шансы на стабильное энергоснабжение мы заплатили и еще заплатим более высокими тарифами. И пока нет вестей по поводу того, что в ценах на электроэнергию, отопление, горячую воду и газ как-то отразилось двукратное с прошлой осени удешевление цен на нефть. Уже вполне официально Украина платит не 300 с лишним долларов за 1000 кубов как год назад, а около 250. Но тарифы не корректируются - под предлогом того, что "вы и так платите меньше себестоимости". Мы, в лучшем случае, имеем шансы не столкнуться с новой волной подорожания отопления, горячей воды и газа - оно было запланировано на первую половину 2016 года.
Ну и обещанное: о причинах газо-электрических истерик и перспективах отопительного сезона конкретно для каждого из нас.
Откуда истерики - понятно: после попытки Украины отчасти заместить поставки российского газа импортом из ЕС сложилась ситуация, при которой Газпром теряет монополию. Все лето звучали крики о том, что "РФ предлагает газ дешевле реверсного (того, что из ЕС), идиоты, зачем вам та Европа". Но понятно, что как только Украина отказалась бы от среднесрочных соглашений о реверсных поставках, цена от россиян точно поползла бы вверх.
Еще один повод для истерик - "уголь от сепаров" и "электроснабжение Крыма из Украины". Здесь правительство поступает вполне прагматично, вызывая волну упреков и даже обвинений в "зраде". Выбор, на самом деле, невелик: либо малые издержки в деньгах, но большие по части репутации, либо веерные отключения при пиках потребления электроэнергии. И неизвестно, что страшнее для устойчивости Украины как государства - грязь под ногтями у министров или протесты замерзающих горожан.
В общем, зима-2016 будет непростой, но точно не такой непредсказуемой, как предыдущая. Напоследок - немного истории. Ровно 22 года назад тогдашний и.о. премьер-министра Украины держал у себя в кабинете на тумбочке прибор под названием частотомер. Он показывает частоту тока в сети. Просто, как двери: в розетку втыкается вилка прибора, а на экранчике мелькают цифры - 50.01, 49.99, 49.98, 50.02.... ну и так далее, близко к 50 Герц, которые должны быть по стандартам. Если в энергосистему подается с электростанций достаточно мощности, то примерно что-то такое и будет мелькать. А вот при 47 и ниже уже надо бить тревогу: дефицит мощностей и дело идет к веерным отключениям, возможно - автоматическим.
Зимой-1994 тогдашний премьер подписывал платежки на оплату газа, угля и топлива для АЭС в зависимости от цифр, которые у него мелькали, - такую легенду рассказывают старожилы здания на Грушевского, 12. Надеюсь, такого у нас больше не повторится.
И, да, теплой нам всем зимы. Каждый градус ниже нуля на улице - минус несколько копеек в курсе гривны к доллару. Потому что за газ, ядерное топливо и даже уголь мы платим вечнозелеными долларами. Так что ну его в болото - "легкий морозец со снежком".
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки