Первая подтвержденная смерть российского солдата в Сирии. Расследование
19-летний российский солдат-контрактник Вадим Костенко, обслуживавший военные самолёты на авиабазе «Хмеймим» в Сирии, погиб в субботу днём. Расследование провели журналисты из группы Руслана Левиева.
С самого начала официального участия российских войск в сирийской операции было множество сообщений о гибели российских военнослужащих. Однако нам каждый раз не удавалось найти какие-либо подтверждения такой информации. Но 25 октября, в ходе мониторинга социальных сетей, наша команда натолкнулась на вот такое сообщение:
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
В сообщении говорилось о военнослужащем в/ч 20926 (834-й учебный центр ВВС, г. Зерноград, Ростовской области) Костенко Вадиме Александровиче, 18.04.1996-го года рождения (19 лет). Проверяя информацию, его профиль, профили его друзей и родственников, мы нашли множество подтверждений тому, что он был действующим военнослужащим по контракту, срочную службу закончил в июне 2015-го и сразу подписал контракт.
Профиль Вадима вконтакте:
Ссылка на профиль
Сохранённая копия профиля
Скорбящие посты друзей:
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Срочная служба в армии, закончил срочную службу в июне 2015-го и сразу подписал контракт:
Профиль в Одноклассниках
Сохранённая копия
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
«Убили в Сирии, служил там»
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Важно заметить, что девушка пишет: «приезжают с Ахтарей с части». «Ахтари» - это военный аэродром «Приморско-Ахтарск», в/ч 75387, находящийся в одноимённом районе Краснодарского края. На аэродроме базируется 960-ый штурмовой авиаполк 1-й гвардейской смешанной авиадивизии 4-й армии ВВС и ПВО. Все штурмовики Су-25, которые сейчас находятся в Сирии - как раз с этого авиаполка. Скорее всего, после прохождения срочной службы в в/ч 20926, Вадим подписал контракт с в/ч 75387, 960-ым штурмовым авиаполком.
За два месяца до своей смерти, уже после окончания срочной службы и подписания контракта, Вадим публиковал фотографию, где он виден в военной форме ВВС РФ:
Оригинал фотографии
Сохранённая копия
К тому же по активности в его профиле видно, что в августе он дважды приезжал к своей девушке в Краснодар (130 км. от Приморско-Ахтарска): 2 августа (копия) и 23 августа (копия).
«Погиб при исполнении»
Оригинал сообщения
Сохранённая копия
Следует отметить, что недавнее сообщение Reuters о 3-х погибших россиянах, относится к 20-му октября, а Вадим погиб 24-го. Т.е. данный пост не является подтверждением недавних сообщений Reuters.
Также 23 октября (за сутки до смерти Вадима) Wall Street Journal опубликовали статью про участие России в военном конфликте в Сирии, где сообщили об имеющейся информации о наличии первых жертв среди российских войск в Сирии. При этом WSJ получило комментарий от источника в Министерстве Обороны РФ, который подтвердил смерть, но сказал, что военный погиб не из-за боевых действий, а в результате неосторожного обращения с оружием. Ссылка на статью (находится за пейволлом). Цитата из статьи:
The Defense Ministry publicly denies any Russian deaths have occurred as a result of its operations. But the ministry official who confirmed the special forces also said that one Russian soldier has died in Syria due to careless handling of weaponry.
Статья опубликована за сутки до смерти Вадима, причём источник WSJ в Министерстве обороны в тот момент уже подтвердил смерть военнослужащего, получается по датам не сходится. Но если представить, что в результате неосторожного обращения с боезапасом произошёл трагический инцидент и пострадало больше одного военнослужащего, то в тот момент Вадим вполне мог быть раненным и скончаться уже после публикации статьи WSJ.
С другой стороны, родственники и близкие Вадима прямо говорят, что его убили. По нашему опыту расследований по украинскому конфликту, мы прекрасно помним, что когда военнослужащий погибает из-за несчастного случая, родственникам прямо так и говорят, и они сразу знают причину смерти. Плюс некий «слух» о ещё 9 других погибших солдатах.
Как один из косвенных фактов в пользу версии о несчастном случае стоит отметить, что вечером 23 октября от местных (сирийских) активистов поступали сообщения о том, что со стороны авиабазы Хмеймим идёт густой дым:
Для проверки всей этой информации, мы под вымышленной легендой установили контакт с близкой подругой погибшего Вадима и расспросили её об обстоятельствах смерти:
В любой другой ситуации мы бы посчитали, что все этой имеющейся информации ещё недостаточно для публикации нового поста. Но мы знаем, что скоро состоятся похороны Вадима в хуторе Гречаная Балка, Калининского района, Краснодарского края. Поэтому мы решили опубликовать этот пост, чтобы СМИ узнали о предстоящих похоронах и могли более тщательно проверить нашу информацию.
Касательно остальных якобы «9 погибших солдат» - пока что у нас информации нет, продолжаем расследование.
Версий того, как мог погибнуть Вадим, много. Точно известно что он не пилот, т.е. это было не подбитие самолёта/вертолёта. Родственники говорят, что «убили». Но Вадим служил в ВВС, в том персонале, который должен заниматься обслуживанием авиатехники на аэродроме (т.е. даже если бы началась наземная операция, он не мог быть на линии фронта). Теоретически Вадим также мог выходить с авиабазы в город, где попасть в «неприятности».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки