Radio Free Europe: Наследователи путинизма
Они руководят банками, пенсионными фондами и энергетическими холдингами. Они занимают должности генеральных менеджеров в нефтяных и газовых компаниях. Они миллиардеры. Хотя большинству из них не исполнилось еще и 40 лет.
Они - это дети друзей и приятелей Владимира Путина.
В России зарождается «новая аристократия», так называемое поколение П - наследники тех, кто принадлежит ближайшему путинскому окружению. Они достигают совершеннолетия, обзаводятся состояниями и постепенно перебирают власть из рук своих родителей.
Но если даже поверхностно взглянуть на российскую историю прошлого века, становится понятно, что и эта попытка создания наследственной аристократии, скорее всего, обречена.
Расследование агентства Reuters, опубликованное на этой неделе, приоткрыло завесу над тем, как формируется следующее поколение путинской элиты. Большая часть исследования сосредоточена на Катерине Тихоновой, которую считают дочерью хозяина Кремля и ее муже, Кирилле Шамалове.
Тихонова руководит финансируемыми государством проектами в Московском Государственном Университете, а Шамалов, сын давнего друга Путина Николая Шамалова, является одним из основных акционеров банка «Россия».
Согласно Reuters, состояние пары оценивается примерно в $ 2 млрд. В основном это доля в крупной газовой и нефтехимической компании, которую Кирилл приобрел у Геннадия Тимченко, который также входит в число ближайших друзей Путина. Брат Кирилла Шамалова, Юрий, тем временем, занимает должность заместителя председателя «Газпромбанка» и заместителя президента «Газфонда», крупнейшего пенсионного фонда России.
Но Тихонова и Шамалов - это лишь верхушкой «аристократического айсберга».
Среди наследников нового российского «дворянства» стоит выделить Сергея Иванова - младшего, сына главы администрации президента РФ и директора Газпромбанка Сергея Иванова, и Дмитрия Патрушева, сына секретаря Совета национальной безопасности Николая Патрушева, руководящего также Россельхозбанком.
Есть еще Игорь и Роман Ротенберги, сыновья Аркадия Ротенберга, бывшего спарринг-партнера Путина по дзюдо. Сейчас Ротенберг - старший - главный акционер ООО «Газпром Бурение» и вице-президент Газпромбанка.
Борис Ковальчук, сын давнего друга Путина Юрия Ковальчука, занимает пост генерального директора энергетического холдинга InerRAO.
И этот список продолжать можно долго.
«В сегодняшней России абсолютно нормальным считается, когда советы директоров государственных банков возглавляют дети высших чинов госбезопасности, которым в момент назначения на должность не было и 30 лет», - сказал агентству Reuters оппозиционер Алексей Навальный.
«Это больше, чем просто династическая преемственность. Дети не только наследуют должности своих родителей, но и получают право выбрать любую другую должность, которая им нравится. Главная опасность состоит в том, что очень скоро все ключевые ресурсы страны будут в конечном итоге сосредоточены в руках пяти-семи семей».
Прав ли Навальный? Станет ли кумовство нынешних правителей России основой для создания высшего класса общества, которое примет бразды управления страной? Скорее всего, нет. По крайней мере, так считает оппозиционный депутат российской Госдумы Дмитрий Гудков.
«В минувшем столетии не было ни одного поколения российской элиты, которые бы ушло на покой добровольно, а не было убито, посажено, сослано или - в лучшем случае - с презрением отодвинуто в сторону», - написал Гудков недавно в бизнес - ежедневнике Ведомости.
«Каждые 20-25 лет вся элита практически обнулялась, начиналась с чистого листа, на который вскоре проливались то ли красные чернила, то ли не менее красная кровь».
В прошлом для российских элит оказывалась непосильной не только задача передать власть своему потомству. Они не могли справиться даже с задачей собственного выживания.
Гудков вспоминает о графе Фредериксе, царском министре, занимавшем при дворе Николая II пост, сравнимый с должностью главы администрации президента в современной системе управления. Он умер в изгнании и безвестности.
Председатель Государственного совета Щегловитов (по нынешним временам - глава Совета Федерации) - расстрелян в 1918 г.большевиками.
Александр Протопопов, министр внутренних дел - тут название должности не изменилось - опять же расстрелян по приговору большевистской ВЧК в 1918 году.
Первые большевики, в 1917 году стоявшие у истоков советской власти, были уничтожены во времена великого сталинского террора.
А что же дети?
«Ни одно поколение российской элиты не может удержать и передать свое влияние собственным потомкам. Ведь даже простейшее обеспечение будущего детей в России и то не срабатывает. Достаточно посмотреть на судьбу наследников «советской знати», чтобы убедиться в этом» - пишет Гудков, отмечая, что и внучка Иосифа Сталина, и сын Никиты Хрущева, и племянница Леонида Брежнева живут за границей.
«И это наиболее счастливо сложившиеся судьбы».
Гудков утверждает, что в демократических системах политические династии более стабильны и долговременны - их лидеры имеют возможность мирно уйти на пенсию и передать бразды правления новому поколению.
Авторитарные системы власти, как правило, сталкиваются с проблемами наследования. Режимы такого типа стоят непоколебимо вплоть до момента разрушения. Но, к сожалению, чаще всего на смену им приходит та же автократия, только с новым лицом.
Конечно, есть исключения, первым на ум приходит Китай, который ограничивает время правления руководителей двумя пятилетними сроками.
Но Путин и его соратники, по всей видимости, «думают, что они этакие Кимы, поколения которых наконец-то приживутся на нашей почве» - пишет Гудков.
«Уверен, что каждое поколение небожителей считает, что уж оно-то - навсегда».
Оригинал на Radio Free Europe/Radio Liberty
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки