Мусульманская община Крыма сейчас переживает период глубокого раскола и кризиса
С аннексией Крыма Россией в 2014 году, перед новоиспечёнными крымскими властями встал вопрос о политической благонадёжности местных мусульман и необходимости ведения идеологической работы среди них. По этой причине, в поле внимания властей оказалось Духовное управление мусульман Крыма и Севастополя (ДУМК) - главное религиозное объединение крымских татар.
Управление было основано в 1995 году и в годы независимости Украины проводило довольно самостоятельный курс, без особого вмешательства со стороны как местных, так и киевских чиновников. Оккупация Крыма Россией сделала такой статус невозможным. С целью добиться безоговорочной лояльности мусульман, местные власти с середины 2014 года начали оказывать неослабное давление на ДУМК, применяя метод поощрения и наказания.
В этом им большое содействие оказали российские муфтияты. Уже с марта 2014 года в Крым зачастили российские религиозные деятели: сначала муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, затем московский муфтий Альбир Карганов, позже - глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и глава Центрального духовного управления России Талгат Таджутдин. Целью каждого из них было убедить руководство ДУМК "встроиться" в одну из своих федеральных структур.
Руководитель ДУМК Эмирали Аблаев (избранный муфтием в 1999 году) не торопился подчиняться российским духовным управлениям, предпочитая сохранять административную независимость. Его намерения были не совсем понятны российским властям, опасавшимся, что ДУМК окажет поддержку Милли Меджлису в его борьбе за освобождение Крыма от оккупации. Поэтому, в ход пошли методы давления и запугивания.
Предположительно, по инициативе спец.служб, в июне 2014 года в Крым прибыли эмиссары из России - активист Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, позиционирующий себя как исламовед, и его напарник, авантюрист по имени Танай Чолханов, выдающий себя за помощника петербургского имама.
Как выяснилось позже, их целью было создание нового муфтията, альтернативного ДУМК, что и было сделано с помощью горстки местных коллаборационистов. Новый муфтият назвали "Таврическим", чтобы создать впечатление, что он является преемником одноимённого муфтията, созданного в 18 веке по указу императрицы Екатерины II.
"Таврический муфтият" сразу же обвинил ДУМК в связях с ваххабитами и хабашитами, а также с организацией Хизб ут-Тахрир, запрещённой в России. Коллаборационисты называли ДУМК не иначе, как "карманным муфтиятом Меджлиса". Крымские власти начали намекать, что собственность ДУМК (десятки мечетей и несколько медресе) могут быть переданы новому муфтияту.
Однако, как оказалось позже, все эти усилия были излишними, так как ДУМК вовсе не собирался занимать конфронтационную позицию по отношению к новым властям Крыма. Муфтий ДУМК Эмирали Аблаев несколько раз встретился с главой Крыма Сергеем Аксёновым и выразил ему полную поддержку.
"Ваши друзья - это наши друзья. Ваши враги - это наши враги", - заявил Аблаев в марте 2015 года.
Такая позиция не осталась незамеченной. В качестве поощрения, местные власти разрешили ДУМК начать строительство новой соборной мечети в Симферополе (сейчас тамошние мусульмане молятся в арендованном спортзале Дворца профсоюзов). А Совет муфтиев России передал 3 миллиона рублей в фонд строительства мечети.
В январе 2016 года ДУМК призвал крымских татар не участвовать в воинских формированиях на стороне Украины. "Члены совета ДУМК обеспокоены попытками поднять крымскотатарский народ на некую 'борьбу'. В частности, это проявляется в виде призывов подняться и выйти на улицы для борьбы с действующей властью, покинуть свою родину и вступать в ряды военных формирований в Херсоне", - говорится в заявлении ДУМК.
В ответ на это, лидер крымских татар Мустафа Джемилев 4 января 2016 года заявил, что "в настоящее время ДУМК находится в полном подчинении оккупанту" и призвал к созданию нового муфтията на материковой части Украины, напомнив, что примерно 17 тысяч крымских татар выехали с оккупированного Крыма и нуждаются в духовном наставничестве.
Таким образом, Милли Меджлис полностью дистанцировался от коллаборационистского ДУМК, а ДУМК полностью солидаризировался с оккупационными властями, уже получив шутливое прозвище "Муфтіят Московського Патріархату".
В этой ситуации пока непонятно, какую роль собирается играть "Таврический муфтият" в будущем. В любом случае, мусульманская община Крыма сейчас переживает период глубокого раскола и кризиса.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки