Дипломатический крик души
Само словосочетание «дипломатический крик» является атавизмом. Мы привыкли к тому, что любые, самые острые политические аспекты комментируются дипломатами очень сдержанно, безэмоционально, изыскано и осторожно. Таковы многовековые традиции. «Птичий язык» дипломатии изобилует намеками, полутонами, завуалированными смыслами, месседжами и политическими междометиями. Даже когда требуется предотвратить войну, или начать ее.
Однако, то, что произошло сразу после заявления министра экономики Абрамавичуса о причинах собственной отставки и роли нардепа Кононенко в коррупции государственных предприятий,- вполне можно назвать дипломатическим криком души представителей стран-доноров Украины. Впервые отставка обыкновенного министра в Украине, вызвала столь бурную реакцию мирового политикума. Не особо выбирая слов, без дипломатических изысков, послы ряда ведущих европейских стран, а так же США, Японии и Канады, выразили свою единогласную поддержку действиям Абрамавичуса, тем самым соглашаясь с его оценкой роли Кононенко в теневых раскладах украинской власти. Совместное заявление вышло достаточно эмоциональным и недвусмысленным. Невиданный доселе шаг. Что же послужило причиной такой реакции представителей ведущих стран мира? Почему, всегда столь сдержанные в своих оценках и комментариях дипломаты, решили продемонстрировать Украинской власти политическую позицию своих стран? Думаю, что ответы на эти вопросы просты и понятны.
Наши западные партнеры и основные кредиторы и доноры устали от постоянной имитации борьбы с коррупцией и несостоятельности новой украинской власти в реальном реформировании страны. Украина уже более полутора лет, как втянула весь западный мир в непростое противостояние с Россией. Политическое и экономическое. Более того, под постоянные обещания коренных преобразований, мы постоянно находимся с протянутой рукой перед международными финансовыми институтами, выпрашивая очередной транш кредита или очередную порцию финансовой помощи. И Запад все это время шел нам на встречу, требуя взамен немного. Изменить полностью коррумпированное налоговое законодательство, реформировать судебную систему и избавиться от влияния олигархических кланов на экономику страны. Говоря простым языком, и в Брюсселе и в Вашингтоне нам постоянно говорят о том, что уровень коррупции в Украине даже ухудшился в сравнении с до Майданным периодом, а новая власть ничего не предпринимает в связи с этим. Даже наоборот. Постоянные коррупционные скандалы в высших эшелонах власти, неугасающие внутри клановые разборки за сферы влияния и финансовые потоки, а так же порочный квотный принцип формирования всех институтов власти, - все это вызывает у наших западных партнеров негодование и непонимание. О чем нам неоднократно давали понять всевозможными сигналами. В том числе, дипломатическими.
Неоднократные заявления Посла США Пайетта про необходимость борьбы с коррупцией, обращения к нашей правящей элите первых лиц Евросоюза, не меняли ситуацию. Казалось бы, приезд в Украину Джона Байдена и его яркое выступление в стенах парламента, станут «холодным душем» и последним предупреждением для руководителей нашей страны. Все мы надеялись, что визит второго человека в Вашингтоне заставит Украинскую власть заняться реальными реформами. И что в системе координат президент-правительство-парламент произойдут серьезные перемены. В том числе, кадровые. Но и тут, как говориться, не сбылось и западную дипломатию «не поняли». Стоило Байдену покинуть Борисполь, как громкие коррупционные скандалы и обвинения в адрес первых лиц государства продолжились с новой силой. Саакашвили обвинил Яценюка и его правую руку Мартыненко в крышевании коррупционных схем и многомиллионных убытках на государственных предприятиях. После чего, кстати, Мартыненко вынужден был сложить мандат.
Далее последовали не менее громкие заявления и разоблачения в адрес Иванчука и ряда других не последних персон в нынешнем раскладе власти. Но последней каплей стало заявление министра экономики Абрамавичуса о своей отставке и о том, что правая рука президента, народный депутат от БПП Игорь Кононенко является «смотрящим» за теневыми схемами на гос предприятиях, пытаясь продавливать нужных людей в руководящие кресла. Тем самым, пытаясь оказывать влияние на работу всего министерства. И целых секторов экономики. Вот так, ни много, ни мало. Теперь уже (впервые и открыто) в коррупции обвинили человека, очень близкого к президенту. И обвинения эти высказал именно тот, кого пригласил в украину президент и кому на Западе верят. Слова Абрамавичуса сработали, словно детанатор, который взорвал ситуацию. Западная Дипломатия отреагировала не в свойственной для себя манере. Молниеносно и достаточно откровенно.
А это означает лишь одно. Слишком много сил и средств потратил Запад на помощь Украине, чтобы и дальше наблюдать за откровенным игнорированием со стороны правящей украинской верхушки своих обещаний. Этот дипломатический «крик души» станет последним предупреждением. Или мы начинаем строить правовое демократическое государство и по-настоящему боремся с коррупцией и кумовством, или мы останемся один на один не только со своими внутренними проблемами и внутренним кризисом, но и с нашим северным соседом. А это может означать для нашей страны непредсказуемые последствия.
Таким образом, желая того или нет, Абрамавичус открыл второй фронт против дальнейшего разложения и уничтожения Украины. И встреча нашего президента с послами стран большой семерки, лишнее тому подтверждение. Нетрудно догадаться о сути разговора «за закрытыми дверьми». Каковы будут результаты, станет очень скоро известно. Возможно, по итогам отчета правительства. Есть два пути развития ситуации. Или коренной слом старой прогнившей системы и персональная ответственность каждого, или продолжение политического кризиса и досрочные выборы. С непредсказуемым финалом. Выбор за нами.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки