MENU

Рецепт спасения от коррупции в Украине. Нужен пряник

4870 4

«Гимиллу, сын Иннин-шум-ибни, ширку богини Бэлит Урукской, заведовал скотом храма Эанны и много лет подряд вместе со своим братом и своими пастухами систематически крал храмовых коров и овец. Кроме того, он вымогал взятки, отпускал за деньги беглых рабов - словом, наживался, как умел. Храмовое начальство знало об этом и молчало, так как само без зазрения совести воровало в храме золото, серебро, утварь, присваивало храмовые земли, дома и доходы.

Но Гимиллу обнаглел до такой степени, что высокие покровители вынуждены были отдать его под суд. 21 августа 538 г. Гимиллу судили все магистраты Урука. Четверо писцов, не разгибаясь, писали протокол. Решение суда составило объемистый текст в 148 строк, разбитых на четыре столбца. Улики были настолько очевидны, что Гимиллу даже не пытался отрицать некоторые из своих краж.

На него наложили штраф в 92 коровы, 302 овцы и 1 мину 10 сиклей (590 г) серебра.

Однако Гимиллу вместо уплаты штрафа подал апелляцию персидскому сатрапу Губару, а сам продолжал воровать. Сатрап, пригрозив суровой карой, заставил урукских отцов города явиться на суд в Вавилон и обличить Гимиллу. Апелляция была отвергнута, и Гимиллу до апреля 534 г. (до н.э. прим. авт.) оставался в Вавилоне под арестом.

Но дружки не оставили его в беде. Один из них, Набу-тариц, мясник из вавилонской Эсагилы, вручил кому следует взятку в 5 мин (2,525 кг) серебра, и Гимиллу вернулся в Урук, где его встречали чуть ли не как героя. Теперь он занялся также храмовыми землями и, помимо скота, начал красть ячмень и финики.

Он воровал десятками тысяч тонн и наконец так погряз в своих темных делах, что счел за благо бежать. Но предварительно он выкрал храмовые документы на сбор ренты финиками и спрятал их у своих родственников. Из-за этого храм не смог собрать ренту. Только 3 сентября 520 г. власти с трудом нашли эти документы, а Гимиллу так и исчез. Да никто и не искал его...»

Капризы Природы.

Этому тексту, найденному на глиняных табличках в Вавилоне 2500 лет. Если, заменить имена героев на благозвучные нашему уху, а города на привычные названия, можно не сомневаться, что произведение о похождениях «Гимиллу из Урука» будет воспринято как современный обличительный памфлет.

Отсюда напрашивается простой вывод: коррупцию победить нельзя. На протяжении всей нашей документированной истории, а это минимум пять тысяч лет, человечество нещадно борется с коррупцией. И? И коррупция побеждает.

Очевидно, правильно предположить, что постоянное поражение честных и порядочных хитрыми и алчными взятколюбцами кроется не в ошибочности методов и мягкости инструментария, (со взяточников с удивительной периодичностью живьем сдирали кожу и варили в кипящем масле) а неисправимая природа человека, которую победить невозможно.

Итак, чего хочет человек? Человек хочет: властвовать и подчиняться; создавать и разрушать; любить и ненавидеть; быть честным и лгать; спасать и убивать... да много чего хочет человек. Его хотелки довольно подробно воспеты литературой и откадрованы кинематографом. Короче говоря, человек постоянно чего-то хочет. И это «постоянно чего-то хочет» никогда не будет достигнуто.

После повышения зарплаты в два раза, например, с 5000 до 10000, радость будет месяца на два. Потом опять будет мало, и наступит «хроническое безденежье». Замена «москвича» на «вольво» также даст кратковременный заряд хорошего настроения. Далее глаз намагнитится на что то там еще призывно манящее лаком и хромом. Ибо «все суета сует и томление духа».

Место, где живет коррупция.

Наш вавилонский Гимиллу мог успешно тырить скот, пшеницу и финики из государственных закромов, только при одном условии: он состоял на должности в организации (храм Эанны) обладающей МОНОПОЛЬНЫМ правом на осуществление определенной общественной функции.

В описанном выше случае, Гимиллу участвовал в удовлетворении религиозных потребностей граждан Вавилона. Религиозные культы, как известно, исключают какую-либо конкуренцию.

То есть коррупция возникает там, где есть монополия. Неважно, какая монополия - государственная, экономическая, религиозная, юридическая - везде это питательный субстант для коррупции. Правило железное: если есть монополия - значит, будет коррупция.

Такова природа человека.

Рассмотрим бытие среднестатистического государственного служащего. Как любой человек он так же чего то постоянно хочет. Хорошо одеваться, иметь дом, автомобиль, дачу, любовницу, поездки к морю, мандарины детям не только к Новому году и т.д. и т.п.

Но, его хотелки ограничены должностным окладом. Который, со всеми надбавками и доплатами за интенсивность все равно имеют потолок роста. А хотелки потолка не имеют! Отсюда постоянная жизненная драма.

Честно реализовать свои хотелки чиновник может только в один способ: продвигаясь по служебной лестнице. Беда в том, что вышестоящее начальство умирает крайне неохотно, а на освободившуюся должность набегают толпы желающих...

Короче грусть, тоска, депрессия или системная кража общественного добра. А как иначе? Природу ведь не обманешь и свое нутро не выкинешь.

Можно, конечно поискать легкий путь и двинуть в массы лозунг «Убей монополию - убьешь коррупцию!». Однако, кина не будет. И вот почему. Если и можно обрушить экономического монополиста, как, например, технология мобильной связи избавила от взяток телефонного монстра «Укртелеком», то с государственными институтами (суд, полиция, органы власти) так сделать не получится. Их монопольное право лежит в основе государства и не может быть никому делегировано по умолчанию. Понятно, что теорию анархизма, когда все институты государства отомрут, я рассматривать не буду, так сейчас не время для сказок на ночь.

По поводу Укртелекома, кто забыл, напомню: за установку проводового телефона с народа сшибали от 200 до 400 полновесных американских баксов. Называлось это счастье «долевое участие в развитии коммуникаций».

И вот что интересно, как только закончилась монополия, так сразу закончилось и «долевое участие». И точно также будет с энергетиками. Кончится монополия - кончится и выламывание рук. И техусловия будут не через губу выдаваться и провода до подстанции за свой счет тянуть не придется. А в медицине? Не сомневайтесь, молниеносно пропадут все благотворительные фонды.

Где вы видели в частной клинике благотворительный фонд?

Рецепты спасения.

Посмотрите на портрет Тутанхамона. Он тоже нещадно боролся с коррупцией. И кожу живьем сдирал (так тогда было принято) и в масле варил. Конечно, помогало мало. Но, то детали.

Так вот, в левой руке у него плеть, а в правой посох. Символы ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Правда, это мы считаем, что в руке у фараона посох. Сам Тутанхамон так не думал. Он твердо знал, что в руке у него не посох. Вернее не совсем посох, который помогает путнику, а универсальный инструмент. Им и врага достойно отразить, и пищу приготовить. Это ухват, которым можно достать горшок из огня. Видите изгиб в виде прерванного круга?

В руках фараона символы государственной власти: КНУТ и ПРЯНИК.

Возвращаясь к украинским реалиям. Мы создали НАБУ. Это кнут. Никакой кнут не сможет перешибить человеческую природу. Во всяком случае, на протяжении всей истории цивилизации силой, угрозой наказания ограничить человеческие хотелки, сломать «томление духа» никому не удалось.

Нужен пряник. Вполне очевидно, что там, где монополию ликвидировать нельзя, нужно дать возможность чиновнику ЛЕГАЛЬНО зарабатывать. Как это будет? Точно непросто. Давайте искать варианты.

Олег Зайченко


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини