России война стала обходиться дороже, чем возможные, но маловероятные выгоды от неё
Россия уходит из Сирии.
Всё заканчивается бесславно, бесплодно и безрезультатно.
Режим Асада так и не спасли - скорее всего он всё равно уйдёт, да ещё и с репутацией кровавого диктатора. Оппозицию сирийскую так и не уничтожили. Радикалов, конечно, разбомбили, но умеренные остались, и они теперь имеют ещё больше число сторонников за счёт бессовестного отношения сирийских властей к своим гражданам.
"Курдскую Народную Республику" так и не создали, курды не выказали желания становиться пушечным мясом в противостоянии Турции. Они имеют автономию в Ираке, которая успешно борется с исламистами, в Сирии по факту только курды организовали внятное и системное сопротивление как ИГИЛ, так и интервенции в Сирию нескольких стран. Так что договорённости с Россией им нужны как пятая нога.
ИГИЛ, собственно, так и не уничтожили. Организация запрещена в России, но толку? Толку с того, что наша авиация бездумно палит списанными ржавыми снарядами по скопищам хибарок, если территория, контролируемая ИГИЛ, за это время успела стабилизироваться, а контроль над ней стал аналогичен государственному суверенитету? Толку с того, что у нас ловят всякие "исламистские подполья", когда вполне нормальные на первый взгляд русские парни принимают ислам, отправляются чёрт знает куда и воюют на стороне Исламского Государства? Мы у себя с трудом сдерживаем эту заразу, так зачем лезть в самое пекло, если это ещё труднее? Ответить на эти вопросы от Путина ещё потребуют.
Цены на нефть кровавым месивом в нефтеносном регионе так и не подняли. Если иракский конфликт 2003 года запустил механизм серьёзного подорожания нефти на несколько лет, то сирийская гражданская война это сделать не смогла. Даже наоборот вышло. С Ирана сняли санции, и он пообещал завалить рынок своей нефтью по демпинговой цене; курды, получив самостоятельность, сразу начали за полцены распродавать свои запасы; в конце концов те же исламисты по (полу)нелегальным каналам стали торговать нефтью по цене в разы ниже рыночной. Так что ещё хорошо, что нефть подешевела только до 25-30 долларов, а не ниже. Как в конце 1980-х.
Так и чего, собственно, ушли? А дорого оно стало. Война стала обходиться дороже, чем возможные, но маловероятные выгоды от неё. Например, у Тимченко есть компания Стройтрансгаз, которая вполне спокойно и тихо работает на территории, контролируемо ИГИЛ. И с ведома ИГИЛ, да. Ссылки есть в открытом доступе, найти их легко. И когда в конце концов бизнес дружков Путина перестал приносить искомый гешефт даже при сотрудничестве со вполне договороспособными исламскими фундаменталистами, когда овчинка перестала стоить выделки как по соображениям репутации, так и по экономическим, то, видимо, до Путина дошло, что так свои капиталы, вложенные в предприятия своих друзей, спасать всё-таки не стоит. Дороже выйдет. Даже и не стране, а ему лично.
Короче говоря, матч проигран всухую. По нулям. Ни одного "гола престижа" Россия так забить и не успела. Игра на внутреннего потребителя победных реляций тоже как-то не пошла. Народу интереснее про Украину, про Донбасс, про карателей и беженцев, а про далёкую страну людей слушать хоть и заставили, да только сочувствовать они так и не начали. В России очень многие с самого начала понимали: это не наша война, нам там делать нечего. Да и не получим мы ничего сами и не оставим ничего хорошего другим. По сути же после себя Россия оставляет разворошенную землю, десятки тысяч трупов, миллион беженцев и страдания очередного народа, которому не повезло оказаться на пути путинского режима.
Возможно, нам за это отвечать и не придётся. Но само понимание того, что это сделала моя страна, не оставит меня в покое до тех пор, пока раны этой войны не затянутся окончательно. Пока наши действия не дадут нам моральное права забыть о произошедшем и перейти к более насущным делам.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки