MENU

Как потерять здоровье от "здоровой" еды

5104 0

"Сахаров" в кино мне известно минимум четыре. Сейчас речь о неигровой картине That Sugar Film австралийского актера и режиссера Дэймона Гамо, сделанной в 2014 году. Вполне, судя по фильмографии, благополучный мужчина около 35 лет, у которого среди родственников - бывает же такое - ноль диабетиков и сердечников, отважился на эксперимент: два месяца питался исключительно продуктами из разряда "здоровая еда", чтобы проверить правдивость маркировки.

Гамо рассказывает историю, которая началась в 1955 году с момента сердечного приступа американского президента Дуайта Эйзенхауэра (1890 - 1969). Тогда возникла дискуссия, посвященная здоровью и питанию.

Впервые было сказано, что сахара люди едят слишком много. Однако в результате долгих споров с привлечением ученых и экспертов были подвергнуты остракизму жиры, которые начали изгоняться из переработанных продуктов. А ради вкуса их стали заменять... сахаром. Через пару-тройку десятилетий на Америку, а затем и на многие другие страны, упала проблема ожирения и сопутствующих болезней.

Автор фильма Дэймон Гамо поставил на себе эксперимент

Нынче сахар называют белой смертью, диетологи пишут, что идея с обезжиренностью была ошибочной. Однако производители еды по-прежнему снижают ее калорийность и не смущаются накачивать продукты зашкаливающим количеством сахара. Средний австралиец съедает в день, в пересчёте, около 40 его кусочков - незаметно для себя. Дэймон Гамо делает процесс зримым.

По-настоящему документальный фильм, напомню, отличается от игрового непредсказуемостью финала. Здесь фильм научно-популярный. Совершенно ясно, что автор предвидел итог самоистязания, предпринятого в дидактических целях: задокументировать потерю здоровья, сопроводив ее научно-популярным комментарием ради убедительности.

Не волнуйтесь, ситуация оказалась обратимой, фильм на уровне героя имеет хэппи-энд. В отличие от уровня широких народных масс. Довольно много людей отдали заботу о собственном здоровье судьбе, в чьем бы лице она ни выступала. Другие, пытаясь жить более-менее осознанно, давно знают, что полезно и что вредно для организма. Они постоянно читают бесконечные публикации из серии "английские ученые доказали". Я сама такая, говорю без всякой иронии. А мемы образуются не зря.

Наука не топчется на месте и постоянно удивляет обывателя. Как же так, думаем мы, вчера нас уверяли, что помидоры (кофе, вино, мясо, яйца - ненужное вычеркнуть) зло, а сегодня - что добро. Публикации такого рода размножаются, будто инфузории-туфельки, простым делением, и стали просто хитом социальных сетей, а затем и серьезных ресурсов.

Возвращаясь к фильму "Сахар", допускаю, что его создателей вдохновляла идея заработать на всеобщем жгучем интересе к пользе/безвредности/вреде того, что мы ежедневно жуем. Не предосудительно. Ибо фильм конкретизирует ежедневную подсказку здравого смысла: все на свете хорошо в меру.

Однако прилежные читатели полезных текстов часто ведут себя парадоксально: не следуют новому знанию. Очевидно, слова не впечатляют.

То ли дело кино.

Трюки и чудеса

Зритель, предполагается, будет убежден наглядностью. Но автор, увы, заигрывается.

Мы видим своими глазами: живот несчастного Дэймона Гамо явно увеличился за два месяца... и у нас нет резона подозревать компьютерные фокусы, правда? Хотя фокусов и трюков разного рода в этом фильме столько, что поневоле теряешь ориентацию.

Вот оживающие этикетки на пачках, коробках и бутылках с едой-напитками: говорящие головы солидных докторов наук и просто докторов вещают об опасностях поглощения обманывающих нас продуктов.

Вот обычная покадровая киносъемка: полные полки магазина - и тут же пустые.

Вот песочная анимация, с помощью которой знаменитый Хью Джекман "рисует" историю сахара - весьма остроумное решение эпизода, если представить себе сахарный песок.

И персонально Джекман - аттракцион в фильме совсем не звездного австралийского автора. Еще один - Стивен Фрай. Читает соответствующие стишки, вокруг летают картинки с едой.

А сам Гамо делается-маленьким-маленьким и, сидя на ложке, свесив ножки перед куском сахара, отправляется в собственный рот, чтобы "увидеть" работу своих же внутренностей. И нам показать.

Кроме трюков, картина напичкана, словно булка изюмом, разными штуками, которые тоже превращают ее в шоу. Девушки в бикини, вокруг в костюмах леденцовых расцветок счастливые дети, все танцуют и поют. Я вспомнила декорацию и персонажей Михаила Шемякина к "Щелкунчику" в Мариинском театре. Второе действие далеко не канонического спектакля происходило в Конфитюренбурге. Балетоманы морщились и не хотели признавать, что его приторность была высококультурной. "Сахар" же - увы, неосознанно - предъявляет эстетику детских рекламных журнальчиков, переслащенных до ядовитости.

Опытный зритель понимает, что авторы стараются поучать, развлекая. Лавры и пример Майкла Мура заставляют их громоздить историческую хронику на "деловую" съемку, игровые куски на эпизоды старого антинаркотического фильма. Есть даже хитовый ролик из сети, где российский человек отмывает колой ржавчину с бампера.

Авторы перебарщивают. В развлекательно-назидательном потоке почти тонет, хотя и предъявлен, главный "трюк" и чудо фильма: параллельно увеличению папашиного живота растет объем талии беременной жены режиссера и появляется ребеночек.

Сей прекрасный процесс всего лишь призван объяснить нам мотивировку Гамо. Мотивировку человеческую, авторским текстом: чтобы понравиться своей будущей жене, адепту по-настоящему здорового питания, он сам отказался от сахара три года назад; теперь же пошел на эксперимент ради благополучия будущих поколений. И мотивировку режиссерскую, визуальную: круто же сопоставить бессмысленное и вредное накопление жира с подлинно святым увеличением женского тела.

Контрпрограммирование

Хотели угодить зрителю - недодумали художественное решение фильма. В итоге пострадала его убедительность. Налицо также упущенная выгода.

Нам доходчиво растолковали вредность обезжиренных йогуртов, даже свежевыжатых соков, фруктово-ягодных мюсли и тому подобного. Но за нагромождением "песен и плясок" совершенно скрылась важная мысль о внушаемости аудитории, ее подверженности пропаганде и рекламе. Да, в наши дни в России это болезнь сродни не насморку, а гнойной неизлечимой язве. Но и в далекой Австралии, оказывается, безответственность властей предержащих чревата реальной гибелью людей: сахар почти уничтожил племя аборигенов, непривычных к такой еде.

Двусмысленная позиция ученых, исследующих продукт на деньги пищевых гигантов, предъявлена. Но морали и этике бизнеса отведены лишь общие фразы типа: "Пищевая индустрия ведет себя точно так же, как табачная". Было бы достаточно в 80-е годы, теперь слишком наивно...

Меж тем телеканал 24DOC в эти же дни показывает фильм "Двойная порция" (2004; оказывается, он выходил год спустя на российские экраны, но без малейшей рекламы и собрал всего 1500 долларов, при 28 с лишним миллионах в остальном мире). За 10 лет до Дэймона Гамо американец Морган Сперлок проделал схожий эксперимент - правда, не со "здоровой едой", а с фастфудом. Доказывая, что он вреден, целый месяц питался исключительно в "Макдональдсе". И, в отличие от Гамо, не совершал пробежек.

Результат предсказуем и аналогичен, конечно. Сам фильм считается расследованием, он почти не похож на шоу, но откровенно скучен. Я была вознаграждена лишь финальными титрами. Там сказано, что еще весной 2004-го Конгресс США принял Акт о личной ответственности потребителей (назван в картине "биллем о фастфуде"), который оставляет ответственность за ожирение, диабет и прочие хвори на самих толстяках: они не дождутся возбуждения дел против тех, кто делает или продает "неправильную" еду. Тем не менее, компания "Макдональдс" отказалась от двойных порций. Минувшие годы, как известно, заставили ее еще не раз "оздоровиться".

Война трансконтинентальных корпораций-кровопийц против народа, как сказали бы при социализме, идет с переменным успехом. Но идет. У нас же ситуация до смешного иная. Дистрибьютор "Сахара" - московский Центр документального кино - с самой благой целью придумал особую кампанию продвижения фильма. Пригласил участвовать производителей и распространителей здоровой еды, а те воспользовались случаем заработать себе еще чуток известности.

В Петербурге пресс-показ организовало кафе "Укроп", оно привлекло еще две фирмы - молочную и "водяную". Журналистов угощали десертами и кефиром без сахара, выдали по бутылке "правильной" воды. А до начала сеанса о сути проблемы высказались адепты здорового питания, среди которых известный врач-биохимик, нарколог, основатель Клиники по лечению наркомании и алкогольной зависимости Яков Маршак.

И все бы хорошо, отлично бы питаться авокадо и тунцом, а не чизбургером со сладким соусом... Но вспоминаются советские диетологи. Они называли вредными кремовые торты, когда кусок хлеба с вареньем во многих семьях считался пирожным.

Ольга ШЕРВУД


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини