Atlantic Council: Запад переживает за Украину? Тогда пусть ее вооружит
Западные политики, по мнению которых Минские договоренности заработают, стоит только Украине пойти на уступки в конституционной и избирательной сфере, упускают один ключевой момент: они сами и Россия нарушением Будапештского меморандума о гарантиях безопасности 1994 года вынуждают Украину сделать безопасность своим главными приоритетом.
Россия нагло аннексировала Крым и вторглась в восточную Украину, напрямую нарушив меморандум. Но Соединенные Штаты и Великобритания также виноваты в крахе Будапештских договоренностей: их гарантии суверенитета Украины и ее территориальной целостности, оказались несостоятельной фикцией. Санкции – это чудесно, но их нельзя назвать адекватным ответом на агрессивную политику российского империализма .
Нарушение и неисполнение Будапештского меморандума подрывает доверие Украины как к Минским договоренностям, так и к любым другим мирным соглашениям, которые, возможно, еще последуют. По сути, Минский договор формализует российское вторжение и постоянное вмешательство во внутренние дела Украины со стороны России. И неважно, согласятся ли украинцы на изменения в Конституции, предоставляющие Донбассу автономию, и будут ли выборы на оккупированной территории на самом деле справедливыми и свободными. Единственное, что гарантирует такое выполнение Минского договора – это то, что власть над Донбассом останется в руках пророссийских боевиков, а Россия продолжит контролировать российско-украинскую границу и будет использовать все существующие способы и средства, чтобы подрывать украинскую безопасность, стабильность и суверенитет.
Разумеется, Украина на это никогда не согласится. Одно дело – жить в тени России, настороженно относясь к угрозе безопасности, исходящей с ее стороны, как это было последние двадцать пять лет. И совсем другое дело для безопасности и выживания – быть прямым заложником империалистической державы, которая постоянно проявляет агрессию по отношению к своим соседям и уже аннексировала часть территории Украины.
Поскольку провал Будапештского меморандума означает, что официальные международные гарантии безопасности фактически бессмысленны, приоритетом Украины должно стать обеспечение собственной безопасности собственными силами. Никто не будет, да и не сможет, даже если захочет, в нынешних условиях предоставлять ей гарантии безопасности. Но даже если кто-то и решится сделать подобные громкие заявления, поверить в них снова было бы для Украины безумием.
Даже если Путин подпишет документ, гарантирующий безопасность Украины, своей кровью, ему верить не стоит. Лживость стала неотъемлемой характеристикой российского президента. Но и слову Запада Украина теперь верить не может. Долгое равнодушие к безопасности независимой Украины не внушает уверенности в том, что Соединенные Штаты и Великобритания станут всерьез беспокоиться по этому поводу сегодня.
Членство в НАТО также не решит проблему, поскольку в ближайшее время этот способ защиты будет оставаться для Украины недосягаемым, а 5 статья Североатлантического договора выглядит весьма неубедительно. Первая часть звучит решительно: "Стороны договора соглашаются, что вооруженное нападение на одну или несколько стран-участниц будет рассматриваться как нападение на них всех". А вот второй фрагмент вносит некоторые коррективы, что подрывает бодрый дух первой части: "И если такое произойдет, каждая страна в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную оборону поможет жертве агрессии; индивидуально и совместно с другими сторонами примет такие меры, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженных сил для восстановления и поддержания безопасности Североатлантического региона".
Одним словом, Украина будет защищена только в том случае, когда сама станет гарантом своей безопасности.
Поскольку ядерным оружием, которое могло бы быть аргументом, Украина же давно не располагает, ее безопасность может быть обеспечена только боеспособными украинскими вооруженными силами. Украина должна быть способна не победить Россию, но отвратить ее от дальнейших империалистических посягательств на свою территорию.
Как только Украина будет уверена в том, что может сама гарантировать свою безопасность, будут иметь смысл переговоры и компромиссы. И Минские соглашения станут жизнеспособными. Сильная и безопасная Украина может выбрать вариант поддержания нейтралитета.
По сравнению с состоянием дел весны 2014 года, когда в рядах ВСУ было не более 6000 готовых к бою солдат, способных противостоять путинской агрессии, Украине удалось добиться значительного прогресса. Даже при том, что предусмотренный Минскими переговорами режим прекращения огня регулярно нарушается пророссийскими боевиками, из-за чего гибнут украинские военнослужащие, ситуация демонстрирует стратегическую победу украинской армии. Несмотря на поражения, полученных в нескольких ключевых сражениях, Украина на самом деле выиграла войну – по крайней мере, на сегодняшний день – остановив вооруженные силы России и силы коллаборантов, насчитывавшие 35000 человек.
Сегодня Украине необходимо наращивать способность противостоять угрозе полномасштабного российского вторжения. Хотя массированная наземная война, безусловно, повлечет за собой возникновение украинского партизанского сопротивления и приведет к огромным потерям для российской стороны, гораздо лучше сдержать Россию, чем втянуть ее в кровопролитную войну. А для того, чтобы Украина могла сдерживать Россию, она должна быть в состоянии дать отпор российской авиации и танкам.
Предоставление Украине вооружения – такого количества, чтобы она могла защитить себя, но не угрожать России – это единственный путь к обеспечению прочного мира в регионе. Чем скорее Запад поймет это, тем скорее Будапештский меморандум забудется, как плохой сон – и быстрее Минске соглашения или другие договоренности станут основой установления настоящего мира.
Оригинал на Atlantic Council
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки