Аtlanticcouncil: Лидеры Евромайдана создали новую партию, но будет ли проект успешным?
Светлана Залищук (слева), бывший гражданский активист, ныне политик, сопредседатель новой правоцентристской партии Демократический Альянс, основанной в Киеве 9 июля. Мустафа Найем (справа) - основатель новой партии, бывший журналист, ныне депутат парламента, он, своими постами в Facebook и Twitter, в частности, содействовал революции Майдана 2013-2014 годов.
В то время, как в Европе наблюдается крен в сторону популизма, ксенофобии, усиления антииммигрантских настроений и антиевропейского позерства, Украина демонстрирует тенденции другой направленности. Страна, последние 25 лет находившаяся по большей части вне европейского контекста, сегодня вдруг стала «белой вороной» - в ней накалены евроинтеграционные настроения, ксенофобия практически отсутствует, а недавно было объявлено об инициативе создания сразу двух либеральных политических партий.
9 июля Украина стала свидетелем первых шагов на пути создания либеральной политической партии европейского типа.
Новая политическая инициатива реализуется под руководством Мустафы Найема, бывшего журналиста, ныне депутата Верховно й Рады, чьи посты в Facebook и Twitter содействовали свершению революции на Майдане 2013-2014 годов; Сергея Лещенко, журналиста, разоблачившего несколько крупнейших в Украине коррупционных схем; Светланы Залищук, бывшей гражданской активистки, ставшей политиком; и заместителя министра экологии Светлана Коломиец.
Председателем новой политсилы, которая должна стать платформой для молодых украинских либералов, является Василий Гацько. 9 июля сопредседателем партии Демократический Альянс была избрана Светлана Залищук.
Все лидеры новой партии не старше 40 лет. Их цель - создать политическое объединение центристов, правоцентристов и адептов сводного рынка, последовательно выступающих за предоставление широких гражданских прав, убежденных сторонников жестких мер по борьбе с коррупцией.
Либеральные ценности в Центральной и Западной Европе в упадке, но для Украины, в которой за все время с 1991 года - когда пал коммунизм, несмотря на две революции, не было серьезного европейского либерального политического проекта, это достаточно новый политический выбор.
Его возникновение обусловлено множеством причин. Украине не хватает политических партий, которые базировались бы на твердой идеологической основе. Посткоммунистическую страну раздирают глубокие культурно-политические разногласия - российско-ориентированное население востока и юга против жителей западной части и цента, укорененных в украинской культуре и языке. В таких условиях политические партии ориентированы в первую очередь на культурную составляющую, они чаще всего эксплуатируют популистские экономические посылы и не предоставляют взвешенных и трезвых, сформированных на ценностной основе программ.
Агрессия российского президента Владимира Путина в Крыму и на Донбассе во многом консолидировала украинскую нацию, объединив русско и украиноговорящих в обновленном духе патриотизма и национальной гордости. Это означает, что повестка водораздела восток - запад, украиноязычные против русскоязычных, больше не актуальна, сегодня происходит сплочение вокруг базовых политических принципов, что открывает дверь для программно ориентированного политического дискурса.
Кроме этого, украинская политика долгое время находится под контролем олигархических кланов. Эти многочисленные сформированные на основе бизнес интересов группы финансируют политические партии, предоставляют их представителям доступ к медиа ресурсу, а те в ответ лоббируют их интересы. Революция Майдана нарушила эту монополию и дала возможность проявиться широкому диапазону новых голосов гражданского общества. Новые персоналии предприимчивы и активны, для распространения своих идей и формирования лагеря сторонников они используют социальные медиа, новостные интернет-платформы, общественные сети и краутфандинг.
Помимо этого, работа ведущих украинских либералов в двух постмайдановских правительствах позволила им обрести новые ипостаси и придала их голосам новое звучание, многие из них связаны с новой либеральной партией.
Способы создания материальных ценностей в Украине - по большей части основанные на приватизации госпредприятий, добыче природных ресурсов и коррумпированной системе продажи энергоресурсов - постепенно заменяются на новые: источниками дохода становятся высокотехнологичные и ориентированные на предоставление широкого спектра услуг предприятия.
В предпринимательском секторе доминируют мелкие и средние предприятия, они слабо защищены от хищнически настроенных корпоративных рейдеров и коррумпированных местных чиновников. Именно этот сектор крайне нуждается в установлении сильной власти закона и профессиональных беспристрастных судах. Именно в этом секторе занято около 70 % всех украинцев.
Новый либеральный проект, по-видимому, получит поддержку также со стороны хоть и небольшого, но состоятельного сообщества инвестиционных банкиров Украины, некоторые из них сделали свой вклад в преобразование финансовых и экономических министерств.
Однако, на казалось бы ясном для новой либеральной партии небосводе есть и тучи. Михаил Саакашвили, харизматичный, скандально известный экс-президент Грузии, гражданин Украины с мая 2015 года, осенью готовится запустить аналогичную инициативу.
Тот факт, что эти две группы, борющиеся за один и тот же сегмент электорального поля, не смогли найти точек соприкосновения, вызван не столько идеологическим несоответствием, сколько ценностным, а также несовпадением стандартов прозрачности.
Мустафа Найем, один из учредителей новой партии ДемАльянс, публично выражает оптимистические надежды на возможное сотрудничество или даже слияние двух сил, в то же время другие ее представители в приватных разговорах признаются, что не имеют уверенности по поповоду чистоты источников финансирования деятельности Саакашвили и его ближайших соратников, имея ввиду, в частности, большой офис, открытый его союзниками в Киеве и роскошный образ жизни, который ведут представители окружения Саакашвили.
Несколько месяцев назад Саакашвили, гражданские активисты и депутаты Верховной Рады, сплотившиеся вокруг Демократического Альянса, принимали участие в крупных антикоррупционных кампаниях. Их союз выявил большой спрос общества на либеральные антикоррупционные проекты. Но в ходе месяцев переговоров были выявлены сильные расхождения - сторонников прозрачного финансирования и коллегиально управления политическим движением не устроил персоналистический стиль руководства Саакашвили.
Лидеры Демократического Альянса также понимают, что реноме партии затемнит присутствие Саакашвили, заработавшего во время своего пребывания на должности президента Грузии неоднозначную репутацию, в частности, за нападки на независимые и оппозиционные СМИ, использование его правительством незаконных методов и жестокое подавление протестов.
По этим причинам в настоящее время они решили выступить самостоятельно.
В ближайшие месяцы станет ясно, сможет ли партия Демократический Альянс набрать обороты и привлечь необходимые ресурсы для усиления своих позиций без союза с харизматичным Саакашвили, оставаясь верной принципу прозрачности сбора средств, обеспечиваемых в основном небольшими пожертвованиями.
Будет или нет новая инициатива успешной - а опросы показывают, что у нее есть шанс-ДемАльянс уже частично достиг своей цели: украинцы получили толерантную, финансово прозрачную, либеральную политическую силу в тот момент, когда в Европе растет популизм, демагогия и нетерпимость.
Оригинал на Аtlanticcouncil
Перевод: Андрей САБАДЫР
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки