Какой фотоснимок уже может считаться постановочным. В продолжение о скандальном снимке из Широкино
Опытный журналист Евгений Якунов рассказывает о постановочном снимке на Майдане, о кукле в Чернобыле и о том, какой снимок уже можно считать постановочным
...по поводу обвинений Дмитрия Муравского в постановочных снимках из Широкино вспомнились мне двухлетней давности события на Грушевского.
Один (неизвестный мне) фотокор взялся снимать уставшего бойца самообороны, присевшего на фоне батареи бутылок с фитилями. Увидев, что его снимают, мужик взял бутылку, поджег фитиль и бросил в сторону Беркута. "Получилось?", спросил у фотокора. Тот показал. После чего боец кивнул, и снова присел отдыхать. Я не слышал, просил ли журналист бойца бросить бутылку или он сам додумался. Но теоретически этот кадр был постановочным.
Почему? А потому, что герой снимка сознательно или подсознательно действовал так, чтобы дать картинку для СМИ.
В ученой среде существует такая интересная формула: в любом эксперименте инструмент, с помощью которого ведется наблюдение за этим самым экспериментом, всегда влияет на его конечные результаты.
А это значит: любая съемка при условии, что герой снимка или сюжета знает, что его снимают, или просто видел гуляющего поблизости журналиста с фото- или видеоаппаратурой, может считаться постановочной. Почему? Да потому что начинает искажаться реальность - герой перестает ковыряться в носу, материться, остается сидеть на бруствере во время обстрела, хотя в другое время спрятался бы в блиндаж. Словом, ведет себя так, чтобы соответствовать образу, сформированному в общественном мнении.
Поэтому вопрос о постановочных снимках - очень сложный вопрос. И в нем нельзя рубить с плеча.
...Когда-то какой-то дурик в пустой после взрыва ЧАЭС Припяти вытащил из брошенной квартиры старую облезшую куклу, усадил ее на ступеньки у обвалившегося парадного входа, сделал красивый кадр и уехал.А кукла осталась лежать, и я потом много раз видел, как фотокорреспонденты делали на ней сюжеты. Многие поколения фотокорреспондентов. Для них она была частью естественного пейзажа, совершенно случайно найденным удачным символом. И ведь с их-то стороны никакой постановки не было...
Фотография Дмитрия Муравского из Широкино. Его обвиняют в постановочной съемке:
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки