Норвежская угроза Кремлю
Кадр из сериала "Оккупированные"
Второй раз за последний год Москва высказала официальное недоумение по поводу «антироссийских» настроений в Норвегии. Об этом в блоге на сайте "Новое время" пишет жураналист Олег Шама.
Сначала телесериал Оккупированные, в котором русские захватывают страну, установил рекорд по просмотрам. А две недели назад 330 американских морпехов стали осваивать западные берега Скандинавии.
В мае 1960 года Никита Хрущев давал прием в Кремле. После приветствий и здравиц хозяин вечеринки подошел к одиноко скучающему норвежскому послу Оскару Гундерсену. "Покажите, что у вас в кармане",- попросил Хрущев. Посол достал носовой платок. "А в другом?" Гундерсен показал связку ключей. "Все в порядке,- с наигранным облегчением вздохнул советский лидер.- Я просто хотел убедиться, не скрываете ли вы от нас что-нибудь еще".
Хозяин Кремля все еще не мог отойти от раздражения после сбитого 1 мая над Свердловском американского пилота-разведчика Фрэнка Пауэрса. Шпион вылетел из Афганистана и, сфотографировав промышленные объекты на Урале, должен был приземлиться на военной базе НАТО в норвежском Буде.
Хрущев тогда требовал от американского президента Эйзенхауэра официальных извинений, хотя по неписаным правилам шпионских игр руководители стран несли довольно условную ответственность за своих агентов. Все шпионили за всеми, и в случае провалов обменивались нотами протеста, а иногда и самими агентами. Что позже и случилось с Пауэрсом - через два года его вернули на родину взамен раскрытого советского резидента Рудольфа Абеля.
Но тогда Кремль выместил весь дипломатический гнев на норвежцах. На упомянутом приеме Хрущев отвел посла Гундерсена к стене и нарисовал воображаемую карту: "Это - Советский Союз. А это - Норвегия. Вот тут - Буде. Если то, что произошло, повторится еще раз, Буде больше не будет".
Читайте также: Путин тянет Россию в прошлое: к сапогу и Хрущеву
Трудно сказать наверняка, но скорее всего официальный Осло мало знал о секретных операциях своих союзников-американцев. Норвегия сразу же стала членом НАТО в 1949-м, в год создания альянса. Как ни старался Советский Союз отговорить соседей от такого партнерства. Ведь Красная армия освобождала северные города Норвегии от немцев в октябре 1944-го. Хотя этот пафосный аргумент все стороны хорошо понимали - освобождение это имело чисто тактические цели. Советские войска выбили немцев с клочка норвежского Заполярья с тем, чтобы укрепиться в финской области Петсамо с никелевыми рудниками, которые отойдут СССР. Основную часть Норвегии освобождали-таки американцы и британцы. А истинными национальными героями в стране считают до сих пор, к примеру, девять своих спецназовцев, взорвавших завод компании Norsk Hydro, производивший для Германии тяжелую воду, необходимую для создания атомной бомбы. И маленькая страна тогда тоже воевала - малыми, но верными ударами.
К тому же скандинавы хорошо помнили, как осенью 1939-го СССР вломился в Финляндию освобождать тамошних «угнетенных» крестьян и рабочих от гнета буржуев. На ту войну в помощь финнам отправились 12 тысяч норвежских добровольцев. Поэтому когда разразилась холодная война, а Москва уверенно окопалась в Центральной Европе, Осло посчитал, что береженого бог бережет, и стал соучредителем НАТО.
Хотя добрососедству норвежцев стоило бы отдать должное. В альянсе они всегда занимали твердую позицию - не раздражать обидчивую Россию. Норвегия отказалась размещать у себя ракеты средней дальности. А активность натовских союзников на ее территории ограничивалась только учениями в холодных горных условиях.
История со сбитым американским разведчиком вскоре стала забываться. Миссия Пауэрса казалась детским лепетом по сравнению с размещенными через два года на Кубе советскими ракетами, что чуть было ни привело к ядерной войне.
А еще через два года, в 1964-м перед самым «увольнением» из Кремля Хрущев посетил Норвегию. Никита Сергеевич тогда проявил себя во всей красе. На правительственном приеме он разговорился с премьер-министром Эйнаром Герхардсеном. Опытный политик (он правил страной 17 лет с перерывом), полагая, что беседа имеет частный характер, посетовал, мол, усилилась оппозиция и его партия, скорее всего, проиграет на ближайших выборах. Хрущев на это выпалил: «За чем же дело стало? Мы поможем вам оружием!» Стоит ли говорить, что прозвучало это, как бендеровское Я дам вам парабеллум. К тому же разговор услышал кто-то из тех же оппозиционеров, присутствовавших на приеме. Слова Хрущева чуть было не попали в прессу. Если бы советские дипломаты срочно не уверили норвежских политиков и журналистов в том, что Никита Сергеевич просто пошутил.
Читайте также: Пионтковский: Миру все еще грозит ядерная война
Политики часто не думают о том, что сказанное ими - в сердцах ли, в шутку ли - оставляет впечатление надолго. Многие соседи России давно усвоили, что кремлевский юмор может быть предупреждением о войне и наоборот. Непредсказуемость Москвы, когда сегодняшний партнер-друг-брат завтра становится врагом, с 1930-х годов - проблема для всего мира, да, впрочем, и для нее самой.
«У вас есть национальная идея? - спросил я как-то норвежского политолога Тора Букволла. - Как вы воспитываете у детей патриотизм?»
На первый вопрос он вообще не знал, что сказать, - в Норвегии, как и во многих странах, не знают, что такое национальная идея. «Детям рассказываем, что мы маленькая страна, которая хочет со всеми дружить», - таков был ответ на второй вопрос.
Но, тем не менее, норвежцы несколько лет тому назад прикупили несколько сверхдорогих, но сверхсовременных американских истребителей F-35. Со Швецией на двоих приобрели мощную противовоздушную артиллерию. А популярность Оккупированных можно объяснить лишь одним - сценарий агрессии со стороны России скандинавы не считают таким уж фантастическим.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки