Reuters: Дружба Трампа вылезет Путину боком
Президент России Владимир Путин на церемонии по случаю вручения верительных грамот иностранным послам, Кремль, 9 ноября 2016 г.
Успешные политики, как правило, любят, когда им выпадает удача. Избрание Трампа сулит Путину исполнение всех желаний. Вместо усиления изоляции российский президент получает шанс на перезагрузку, приобретают реальные очертания и его долгосрочные цели - признание за Россией определенной зоны влияния, невмешательство во внутренние дела, равноправные отношения с США.
Однако если Трамп действительно по натуре делец, Путину придется пожертвовать некоторыми из своих основополагающих политических позиций - это антиамериканизм и экономический протекционизм - которые способствовали консолидации его власти. Любое сближение с США чревато наложением новых сложностей на старые проблемы, особенно в сфере противостояния в Восточной Украине. Прежде чем Путин подсчитает свой выигрыш - который может быть существенным - ему необходимо подумать, каковы будут последствия успеха.
Путин построил свою внешнюю политику вокруг одного фундаментального посыла: США для России - старый, основной и единственный соперник на международной арене. Любая политическая линия, каждое выступление, тема каждой встречи с иностранными представителями, каждого выпуска новостей завязана на этом центральном тезисе.
Но что будет, если этот враг, или, хотя бы его самая пугающая карикатура, внезапно исчезнет? Ведь Путину нечем компенсировать снижение потока пропаганды против высокомерной, заевшейся, одержимой мировым господством Америки. Наиболее очевидная альтернатива - русский национализм - слишком спорная тема для российского многоэтнического и многоконфессионального общества в его сегодняшнем виде. Действительно, в последнее время Путин обсуждает необходимость принятия нового «закона о российской нации», направленного на развитие межнациональных отношений. Но вместо сосредоточения на национальной объединяющей идее, законопроект, очевидно, будет посвящен скучным бюрократическим тонкостям «Российского государственного строительства».
Путин мог бы поискать противников в другом месте - это может быть Европа или Исламское государство, но они вряд ли смогут мобилизовать русский народ в такой степени, как «старое доброе» соперничество сверхдержав. Итак, если Путин позволит себе смягчить свой антиамериканизм, то при этом рискует потерять один из немногих надежных источников национального единства.
По иронии судьбы, возможное решение президента Трампа об отмене санкций (скорее всего, Европейский Союз, последует его примеру) также ввергнет текущую экономическую стратегию Путина в хаос. В ответ на американские санкции за аннексию Крыма и последовавшую военную интервенцию в Восточную Украину, Путин ввел свои контр-санкции, которые запрещают импорт продовольствия из ЕС и США, тем самым обеспечивая толчок для отечественных производителей.
Путин также приступил к реализации программы импортозамещения, гарантирующей привилегии и субсидирование российских производителей электронных устройств, программного обеспечения, машин, оборудования, лекарственных препаратов и целого ряда других продуктов во имя экономического суверенитета.
Экономическое обоснование импортозамещения остается весьма спорным, поскольку сама эта стратегия неизменно приводит к ухудшению качества и снижению конкурентоспособности товаров. Но что, если президент Трамп предложит положить конец санкциям в обмен на снятие контрсанкций и обеспечения недискриминационного доступа на российский рынок? Путин просто обязан будет смягчить протекционистские меры в рамках такой сделки, тем самым ввергая всех новых российских производителей сыра, программного обеспечения, медикаментов и других товаров в пучину западной конкуренции. Экономическая стратегия Путина развалится, а он сам столкнется с негативной реакцией со стороны отечественных производителей, которые надеялись на то, что смогут пользоваться защитой государства долгие годы.
Читайте также: Лидеры ЕС и США договорились о продлении санкций против России
Внезапное снятие санкций перевернет планы Путина в еще одной критической области, а именно, в Украине. Санкции неразрывно связаны с мирным процессом Минск-2, согласованным в феврале 2015 года лидерами Украины, России, Франции и Германии.
Европейцы настаивают на том, что санкции остаются в силе, пока соглашение не будет полностью реализовано, а это требует определенных действий со стороны как России, так и Украины. Россияне несут ответственность за надзор за соблюдением режима прекращения огня со стороны сепаратистов, а также за отвод тяжелого вооружения от линии фронта. Украинские уступки гораздо более болезненны: Киев должен потенциально признать местные выборы в Донецке и Луганске и предоставить этим областям значительную степень региональной автономии.
Но если президент Трамп решит снять санкции до того момента, когда Минск 2 будет полностью реализован, Украина получит большую свободу для решения проблемы сепаратизма. Действительно, некоторые украинские комментаторы предлагают просто разрешить Донецкой и Луганским областям идти своим путем, тем самым освобождая Украину от необходимости платить за дорогостоящий процесс политической реинтеграции.
Читайте также: Грустная история о нелегкой судьбе московских чиновников
Любое решение Киева, связанное с уходом из Восточной Украины, поставит перед Путиным серьезную дилемму. Кремль потеряет рычаги влияния на Киев и получит вместо этого долгосрочную административную и финансовую ответственность за управление восточными провинциями.
Вместо того, чтобы принять подобный шаг со стороны Киева, Путин, скорее всего, будет вынужден возобновить военное давление на Украину, без сомнения, при этом отрицая, что задействованы российские войска. Это может быть хорошая ставка, по поводу которой президент Трамп и его «реалисты»-советники будут придерживаться политики невмешательства, но возобновление войны неизменно принесет новые риски - особенно если Путин хочет скрыть участие в ней Москвы от внутренней аудитории.
Таким образом, победа Трампа потенциально может означать некоторый трудный выбор для Путина. Российский президент остается гибким политиком, он может воспользоваться периодом улучшения американо-российских отношений как необходимой паузой, предоставляющей его стране время для того, чтобы оправиться от разрушительного экономического кризиса. Популярность Путина, между тем, напрямую связана с его конфронтационной внешней политикой и протекционистскими мерами. Без внешнего врага Путину придется найти другие средства, чтобы заручиться поддержкой своей политики. Он не сможет обратиться к какому-либо из своих экономических успехов: министерство экономического развития в октябре заявило, что уровень россиян не поднимется до 2035 года.
Пока что в Кремле улыбаются, в то же время, пытаясь снизить ожидания от сотрудничества с Трампом. Это может быть переговорной тактикой, но это может также означать, что Путину нужно время, чтобы перестроить свои приоритеты, особенно если президентство Трампа перевернет вверх ногами главные столпы его внешней политики, экономической стратегии и поддержки отечественного производителя.
Оригинал на Reuters
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки