Atlantic Council: Украинские власти выбрали неправильный путь привлечения Януковича к ответственности
Встреча экс-президента Украины Виктора Януковича с журналистами, Москва, 21 февраля 2017
Хорошо известно, что Кремль вытаскивает экс-президента Украины Виктора Януковича оттуда, где он его прячет, когда ему нужно. Но сейчас украинских лидеров можно обвинить в том, что они используют суд над Януковичем как предлог для принятия законов, которые чреваты опасными последствиями для украинской системы правосудия, а не для того, чтобы приблизить момент свершения правосудия над Януковичем и его приспешниками.
Юрий Луценко, генеральный прокурор Украины, пообещал, что в марте этого года начнется заочный процесс над Януковичем. Ход дела и законодательные поправки, необходимые для того, чтобы это произошло, чётко согласованы с президентом Петром Порошенко.
Однако прокурор Сергей Горбатюк, начальник департамента специальных расследований Генпрокуратуры Украины, в ведении которого находится дело о преступлениях против активистов Майдана, адвокаты, представляющие семьи тех, кто был убит на Майдане, и другие общественные деятели демонстрируют гораздо меньший оптимизм.
Вопрос не в том, нужно ли судить Януковича и других. Проблема заключается в том, чтобы выдержать процедуру в полном соответствии с законом и исключить возможность оспаривания приговора в международных судах. Важно отметить, что опытные юристы находят множество оснований для критики, в то время как главные лоббисты законопроекта – в том числе и Луценко – политики, не имеющие юридического образования.
Читайте также: "Януковича свергли, потому что власть демонстративно наплевала на правосудие", - Бутусов
Луценко собирается выдвинуть Януковичу обвинения по нескольким пунктам: узурпация власти, подрыв обороноспособности вооруженных сил и государственная измена. В мае 2016 года парламент Украины принял поправки, позволяющие проводить судебное разбирательство заочно; согласно этим поправкам разрешается досудебное следствие, если человек пребывает в розыске, но срок их действия ограничен 15м апреля 2017 года. Поправки в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), которые подразумевают устранение проблем со сроками, в настоящее время находятся на стадии утверждения в парламенте.
Если законопроект 5610 будет принят, это позволит увеличить срок расследования уголовного дела, обвиняемый по которому находится в бегах, до восемнадцати месяцев.
Перед голосованием по законопроекту 23-го февраля, Луценко сообщил депутатам, что после его принятия 119 уголовных дел против Януковича, его министра внутренних дел Виталия Захарченко, а также других лиц, подозреваемых в причастности к расстрелу митингующих на Майдане, будут переданы в суд.
К тому же Луценко неоднократно заявлял, что такие российские граждане, как Сергей Глазьев, советник президента России Владимира Путина, и министр обороны РФ Сергей Шойгу также подпадут под действие закона. Конечно, планируется подача заявления в Международный уголовный суд, но тяжело представить, что приговор украинского суда в отношении Глазьева, может иметь какой-либо эффект, кроме шумихи.
Карт-бланш для злоупотреблений
Законопроект 5610 подвергся резкой критике со стороны Александра Банчука – эксперта Центра политико-правовых реформ. Он заявил, что Порошенко и Луценко используют попытку предать Януковича суду в качестве предлога для начала широкомасштабного наступления на права украинцев.
Банчук предупреждает о возможном применения этого закона – в случае, если он будет принят – в отношении обычных граждан. До сих пор действовало правило, что человек не может быть осужден заочно; гражданин должен быть проинформирован о том, что он оказался под подозрением, или о том, что его дело передано в суд.
Да, заочное судебное разбирательство за особо тяжкие преступления в виде исключения может иметь место, но важно не забывать, что изменения в УПК могут привести к опасным злоупотреблениям. На данный момент в статье 135 п. 2 говорится о том, что если человек находится за пределами Украины, то соответствующее уведомление направляется по адресу его последнего места жительства, а также публикуется в официальных изданиях.
Многие украинцы не проживают там, где они официально зарегистрированы, и Банчук предвидит потенциальный рост числа сфабрикованных судебных обвинений. Человек, которого не найдут по официальном указанному адресу, может быть объявлен в розыск и "вызван на допрос" посредством публикации сообщений об этом в официальных изданиях, которое он вряд прочтет. В конечном итоге, его смогут осудить при том, что он об этом и знать не будет.
Также Банчук называет продление срока содержания под стражей явным нарушением права на свободу, в то время как предлагаемые поправки к статье 190 вносят неточности в форму ордера на арест, что также нарушает принципы права. Кто решает, что подразумевается под "особой сложностью процесса и наличием исключительных обстоятельств" – факторами, которые могут быть использованы как причины для задержания человека на 18 месяцев? Законопроект создан в репрессивном стиле советского КПК, он явно нарушает конституционный запрет на законы, сужающие права граждан.
Читайте также: "Украинцы обяжут олигархов вернуть награбленное. Каждый получит по той будке, которую заслуживает", - Касьянов
Горбатюк убеждён в том, что законопроект необходимо доработать. Должна быть введена норма, позволяющая пересмотреть дело в суде в том случае, если у обвиняемого есть доказательства того, что он не знал о рассмотрении или отсутствовал по уважительной причине. Законопроект содержит множество процессуальных нарушений, ему не хватает правовой ясности, что в итоге может поставить под вопрос все приговоры.
Предназначено для Страсбурга
Нужно заметить, что украинские власти рискуют спровоцировать далеко не самую лучшую ситуацию, если Европейский суд по правам человека установит, что право Януковича на справедливый суд было нарушено.
Таким образом законопроект, созданный с целью поставить Януковича перед судом, позволит обвинить Украину и в выборочном правосудии.
И это не просто не имеющие под собой основания страхи. Порошенко заявил, что закон принять необходимо, чтобы осудить Януковича. Но адвокат Януковича, Виталий Сердюк, уже указал, что команда защитников приложит это заявление украинского президента к материалам, направленным в Страсбургский суд, "как доказательство того, что Янукович подвергается политическому преследованию".
Существуют очень серьезные основания для выдвижения обвинений против Януковича и других высокопоставленных чиновников. Отдел спецрасследований Генпрокуратуры, возглавляемый Горбатюком, получил высокую оценку юристов и общественных активистов, связанных с Евромайданом, за системный подход и стремление сделать все, чтобы передать дела в суд. Но на все, однако, нужно время.
Кроме того, есть опасения, что желание провести громкий суд над Януковичем послужит причиной небрежности в соблюдении процессуальнрых норм, что даст основание для оспаривания приговора. Виталий Титыч, один из адвокатов семей погибших на Майдане, сообщил, что родственникам погибших не нужны голословные заявления. Должны быть вынесены решения независимыми судами, которые будут признаны на международном уровне со всеми вытекающими последствиями.
Это нужно жертвам Майдана, их семьям, а также всему украинскому народу, и политики не должны это саботировать.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки