Время собирать врагов для президента
Уже скоро президент Порошенко наверняка постесняется пышно отмечать третью годовщину на высоком посту. Президент у нас вообще в последнее время «прикрутил» свою публичность. Итоговую пресс-конференцию в 2016-м не давал. В 2017-м с журналистами почти не общается. В парламент не ездит даже для того, чтобы заявить что-нибудь патриотическое на, казалось бы, беспроигрышном фоне - всех этих балбесов, которые не думают о стране, а только обналичивают депутатские мандаты.
До Вашингтона при Трампе не добрался. И кто бы мог представить себе такое развитие событий ещё полгода назад - даже площадкой ООН президент не воспользовался, хотя Украина и председательствовала в Совбезе. Поездки в Европу у него тоже изменились - во-первых, их стало меньше, а во-вторых - теперь приходится отрабатывать, например, визит на Мальту так, как будто это визит в Германию.
В общем, под конец третьего года президентства Пётр Порошенко перестал быть таким лидером, каким начинал и оставался ещё не так давно. Он уже не купается во внимании публики и прячется от неудобных вопросов. Посмотрите, например, на его речи, обрывки которых попадают в новости. Они остаются всё такими же громкими и содержательными, как раньше, но зачитывает их президент на подчёркнуто аполитичном фоне. Например, в Днепре в областной больнице. Или в Харькове на тракторном заводе.
Вместо парламента у него - некие советы реформ, удобный формат. Вместо общения со СМИ - заявления от первого лица, которые не предусматривают встречных вопросов. И где бы ни появлялся президент перед публикой, всё теперь организовывается так, чтобы он выглядел единственным и некритикуемым политиком.
Ещё раз: единственным и вне критики. Иногда, конечно, и ему приходится реагировать на какую-то критику, но только в исключительных случаях и в таком формате, который продуман, предсказуем и может быть прерван в любой момент по желанию президента. Ну а зарубежные визиты выстраиваются так, чтобы они выглядели только победно, ну либо не происходят вообще.
Задумайтесь об этом - это не просто временная перемена в поведении политика, который теряет популярность или чувствует себя неуверенно в контексте поставленных, но не достигнутых целей. Это модель для президента, который просто хочет переизбраться, несмотря на то, что о нём в действительности думают. И который начинает такую зачистку национальной политики, чтобы в ней остался только один герой - он сам, президент.
Читайте также: Найем: Порошенко - в шаге от войны с гражданским обществом
Президенту и вправду не позавидуешь - уже и общественные организации оказались в числе его оппонентов. После поправок к законодательству, которые обязывают заполнять э-декларации даже контрагентов тех, кто борется с коррупцией, то есть любых поставщиков товаров и услуг для антикоррупционеров, - сложно даже подсчитать людей, которые теперь и сами, мягко говоря, не поддержат президента и другим посоветуют. Ведь не могло же всё это пройти без одобрения президента и его друзей в парламенте - большинство голосов дала как раз фракция «Блока Петра Порошенко». Впрочем, на них и не было особой надежды. Как, допустим, и на волонтёров - они давно оказались в списке неблагонадёжных.
И это вдобавок к плотным рядам понятных недругов в политике - от Юлии Тимошенко и Андрея Садового до Михаила Саакашвили и Сергея Таруты. Вдобавок к Игорю Коломойскому с товарищами, которые уже наверное до конца своих дней будут искать и находить моменты, чтобы уязвить Порошенко. Вдобавок к Владимиру Гройсману, который, как выяснилось через год в должности премьера, склонен играть в свои игры, а не в президентские. Вдобавок к неопределённому числу политических авантюристов вроде Вадима Рабиновича или Олега Ляшко, которые сегодня играют с тобой, а завтра - кто знает - могут сыграть и во что-то другое. Вдобавок к журналистам, у которых вопросов к президенту накопилось уже явно больше, чем у него может быть респектабельных ответов. Да и вдобавок к обычным избирателям, усталость и бедность которых только нарастают.
А ведь это только третий год президентства заканчивается! Что дальше? В Вашингтоне видеть не желают. В Европе, похоже, раздражены тем, что во время своих зарубежных визитов и в Украине президент рассказывает разные вещи об одном и том же. И, кстати, это вполне наглядно периодически проявляется в заявлениях европейских дипломатов по тому же «Минску». А выполнение «Минска», тем не менее, всё так же предстоит отбивать от настойчивых попыток и из Европы и из Москвы протолкнуть параллельность, то есть одновременное выполнение пунктов по безопасности и по политике.
Словом, этого всего явно слишком много для одного президента, пусть даже и для такого, как Порошенко, - готового перетянуть на себя сразу все одеяла в стране. У него не получается работать с таким набором оппонентов и проблем в рамках открытой системы, но хочет остаться у власти, и поэтому выбрал вариант «подзакрыть» - и себя и систему.
Отсюда - концентрация медиа-ресурсов в близких к президенту руках. Отсюда - создание законодательных и аппаратных крючков, за которые можно будет дёрнуть всех, кто способен представлять некую пиар-опасность. И, кстати, остроумная, хотя и очень подлая идея отправить борцов с коррупцией бороться против электронных деклараций, - из числа таких крючков. Отсюда - внезапная заинтересованность первого лица «решить» проблему с двойным гражданством. Ведь кто знает, как далеко зайдут всякие неприятные для президента деятели из грузинской команды? Пусть потом в судах доказывают, что не верблюды.
Отсюда - и мусорный кризис, который может и не закончиться до тех пор, пока мэр Львова ещё хотя бы гипотетически будет претендовать на повышение. И который, возможно, как раз и предопределил такое направление президентской деятельности на период до выборов. Всё-таки опросы показывают, что Садовой уже не в тройке президентских кандидатов. Так что если удалось настолько подмочить репутацию одному оппоненту, то почему бы не попробовать то же самое и с остальными? Как не сделать это стратегией, если не хочешь никому ничего объяснять и делить власть даже с предложенным тобою же премьер-министром.
***
Чтобы выстроить вот такую «подзакрытую» управляемую систему критически важны два инструмента: сила и медиа. Чтобы последние не рассказывали лишнего, у президента и его людей должен оставаться полный контроль над всей обоймой правоохранительных органов - от Генеральной прокуратуры до Антикоррупционного бюро. Всё-таки у любого медиа есть собственник, а у любого собственника есть любовь к жизни и собственные интересы, удовлетворить которые без президента невозможно. Да и украинские избиратели не спешат догонять прогресс - ключ к выборам по-прежнему не в интернете, а в телевизоре, что сильно упрощает задачу первому лицу.
Читайте также: У Львові розпочалися масові акції протесту з вимогою імпічменту Петра Порошенко
Из силовых органов пока только Антикоррупционное бюро проявляет некоторую строптивость. Прокуратура - своя, СБУ - тоже, МВД так или иначе сориентируется на силу, Агентство по декларациям - работает в обойме, Госбюро расследований если и создадут, то в понятном формате, судебная система работает предсказуемо. А вот с Бюро что-то пока сюрпризы. Впрочем, и они закончатся, если удар по антикоррупционерам через декларации не приведёт к каким-то серьёзным негативным последствиям. Съедят это, допустим, на Западе - ну, значит, проглотят и какой-нибудь удар по Бюро.
По идее, такая система может продлить пребывание у власти того, кто её выстраивает, но... Есть один нюанс. Чисто практический. Второй и четвёртый президенты Украины уже закончили свои дни на политической вершине как раз тогда, когда против такого же формата «один герой в политике» объединились все остальные. И, если судить, например, по фотографиям в фэйсбуке со встреч Саакашвили и, для начала, Василия Гацько или по отчётам - пока что скромным - соратников Тимошенко о контактах в Вашингтоне, можно сказать, что время для такого объединения всех остальных против одного - уже пришло.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки