Модернизация украинской экономики: как использовать потенциал экономического роста
Постоянный представитель МВФ в Украине Ж. Ваше, оценивая перспективы развития экономики нашей страны, недавно сказал следующее: "Для того, чтобы достичь устойчивого роста, одной макроэкономической стабилизации и правильной макроэкономической политики недостаточно. Его нельзя достичь без структурных реформ, без ускорения этих реформ", пишет в своем блоге на "Новом времени" бывший министр экономики Украины Богдан Данилишин.
Как ни парадоксально, пожалуй, нет более последовательного сторонника проведения в Украине структурных реформ, чем МВФ. Сейчас Фонд системно настаивает на проведении пенсионной и земельной реформ, на повышении эффективности борьбы с коррупцией. Необходима и модернизация структуры экономики Украины. Об этом намерен поговорить в сегодняшней колонке.
Сначала нужно вспомнить те времена, когда экономика Украины росла завидными темпами, проанализировать причины этого роста и обозначить его последствия. А после этого порассуждать о желательных изменениях в структуре экономики.
Наилучшие темпы роста экономика Украины демонстрировала в период с 2000 по 2006 годы. Главной составляющей программ восстановления экономики Украины в начале 2000-х была поддержка экспортоориентированных производств и стимулирование роста экспорта. Конечно, длительный непрерывный экономический рост в Украине стал результатом сочетания множества факторов, но тот факт, что за 2000-2004 года ВВП страны вырос на 33%, промышленное производство на 60%, а экспорт на 80%, свидетельствует о ведущей роли именно экспортного фактора. Важно понимать, что роль своеобразного "пускового механизма" роста сыграли также и последствия финансового кризиса 1998 года. После продолжительного периода ревальвации национальной валюты, которая в 1995-1997 годах составила 31%, в 1998-1999 годах девальвация в реальном измерении составила 93%. Это не только создало благоприятные условия для ценовой конкурентоспособности отечественных предприятий, но и способствовало существенному увеличению денежного предложения. Произошедшее тогда увеличение денежной массы в 1,8 раза значительно смягчило монетарный "голод", от которого страдала экономика, упростило расчеты, облегчило фактический налоговый пресс на субъекты экономики.
Попавшее на столь благоприятную почву улучшение конъюнктуры международных рынков способствовало активному увеличению объемов экспорта: в 2000-2004 годах темпы прироста экспорта в среднем в полтора раза превышали темпы прироста промышленного производства, более чем в три раза – прирост ВВП, а внешнеторговый оборот достигал в отдельные годы этого периода почти 90% ВВП. Так сформировалась "экспортная модель" роста экономики Украины.
С тех пор украинские правительства использовали тактику пассивного потребления благоприятных внешних факторов экономического роста, направляя положительный эффект, чаще всего, в социальную сферу. "Экспортная модель" не была ориентирована на распространение эффекта экономического оживления на другие отрасли народного хозяйства, негативные последствия чего мы ощущаем сейчас. Периодически наблюдалось замедление роста, однако до кризиса 2008 года экономика Украины росла. Мировой кризис 2008 года нанес сокрушительный удар по этому росту, однако проблемы в экономике Украины продолжились и тогда, когда международная экономика от этого кризиса уже оправилась. Дело в том, что к тому времени украинская экономика в значительной степени исчерпала возможность эксплуатировать "экспортную модель" роста, свидетельством чего стали застойные явления, длившиеся с 2011 по 2013 годы. После чего наступила глубокая и затяжная рецессия 2014-2015 годов.
Читайте также: Як досягти економічного зростання в Україні
Кстати, здесь можно провести параллель с экономикой СССР, которая в 1970-х – первой половине 1980-х годов в значительной мере зависела от экспорта нефти. Когда в 1970-е годы цена нефти достигла пика, поступления в твердой валюте возросли на 272%, при росте экспорта примерно на 22%. При каждом повышении цены барреля нефти на 1 долл. СССР получал дополнительно около 1 млрд. долл. ежегодно. Но после того, как в сентябре 1985 года Саудовская Аравия прекратила политику сдерживания добычи нефти и начала восстанавливать свою долю на мировом рынке, к началу 1986 года ежедневные объемы добычи "черного золота" выросли с 2 млн. баррелей до 10 млн. баррелей. Соответственно, если в ноябре 1985 года цена нефти составляла 30 долл./баррель, то уже через пять месяцев – 12 долл./баррель. СССР терял 10 млрд. долл. в год, т.е. почти половину всех валютных поступлений от экспорта.
Если экономика Советского Союза, образно говоря, сидела на "нефтяной игле", то экономика Украины с начала XXI века продолжала сидеть на "экспортной игле". Негативные последствия чего мы ощущаем все сильнее.
Данная модель роста постепенно утрачивает потенциал в силу ряда причин. В первую очередь выделю две: переход развитых стран к материалосберегающей парадигме в промышленном и сельскохозяйственном производстве и окончание инфраструктурного роста в Китае. Проще говоря, спрос на ту продукцию, которая составляла основу украинского несельскохозяйственного экспорта, значительно снизился. Упали и цены этой продукции. И, похоже, ни спрос, ни цены не собираются возвращаться к тому уровню, который способствовал темпам роста, свойственным украинской экономике в 2000-2006 годах. "Экспортная модель" экономического развития в те годы обеспечивала мощную динамику роста, увеличение доходов предприятий и населения, а также поступлений в госбюджет. Однако чрезмерная зависимость национальной экономической динамики от колебаний конъюнктуры внешних рынков, стабильное падение спроса на украинскую продукцию, полуфабрикаты и сырье (за исключением продукции аграрного сектора) теперь дают противоположный эффект.
Направление структурной модернизации экономики Украины должно определяться задачами, стоящими перед государством, и тенденциями в мировой экономике. Главная задача, стоящая сейчас перед Украиной, – максимальная реализация потенциала экономического роста. Тенденции, начинающие превалировать в мировой экономике, – переход от экономического глобализма и свободной торговли к протекционизму, защите внутренних рынков, протекционизму по отношению к национальным товаропроизводителям. Соответственно, вряд ли следует рассматривать экспорт украинской продукции в качестве единственной ключевой меры для активизации развития нашей экономики.
Мощный кризис, поразивший экономику Украины в 2014-2015 годах, в немалой степени объясняется ее чрезмерной сосредоточенностью на низкопродуктивных эскпортоориентированных отраслях, большой зависимостью от цен на экспортируемую продукцию. Необходимо уменьшать ориентацию экономики на "экспортную модель". Развитие внутреннего рынка должно стать одной из важнейших задач реформ. Приведу один красноречивый пример – если до кризиса внутреннее металлопотребление находилось на уровне 8 млн. т в год, то теперь едва превышает 3 млн. т в год. И это в условиях, когда инфраструктура буквально кричит о необходимости ее кардинального обновления!
Успех в экономической политике некоторых европейских государств связан, в том числе, и с серьезной ориентацией на развитие внутреннего рынка. К числу таких стран относятся, например, Франция и Польша.
Еще один пример. В отдельные периоды в структуре украинского импорта до 35-40% приходилось на продукты и напитки. Я задаюсь вопросом – мы действительно не можем сами себя накормить и напоить? Но для Украины это же нонсенс! Нам необходимо максимально быстро налаживать импортозамещение отечественными продовольственными товарами. Конечно, используя в этом процессе не столько принудительно-административные методы, сколько устраняя препятствия для отечественного производителя. В устранении таких преград тоже состоит протекционизм.
Читайте также: Який зв'язок між стабільними цінами й економічним зростанням
Уделяя необходимое внимание содействию экспорта (с акцентом на переход от реализации на внешних рынках сырья и полуфабрикатов к продаже продукции с высокой долей добавленной стоимости), мы должны содействовать развитию емкого внутреннего рынка. Делать это можно мерами государственного стимулирования на основе синтеза кейнсианского и монетаристского подходов. Это позволит решить несколько задач – от повышения уровня занятости до роста промышленного производства, от наращивания импортозамещения до повышения благосостояния населения. Что, в свою очередь, даст возможность снизить зависимость экономики Украины от переменчивой конъюнктуры внешних рынков.
Конкретные мероприятия должны вырабатываться на основе нынешнего положения и желаемого будущего состояния. Исходя из их соизмерения должна быть определена методология достижения запланированных показателей структуры экономики Украины. Считаю, что пришла пора подготовить, обсудить, утвердить и начать реализовывать госпрограмму развития внутреннего рынка.
Тут может быть использована и идея государственного регулирования совокупного спроса, когда путем стимулирования государственных и частных инвестиций, расширения системы государственных заказов происходит воздействие на динамику производства, ориентированного на внутренний рынок. Инвестиции поспособствуют росту производства продукции, востребованной на внутреннем рынке (в том числе, благодаря восстановлению кредитования), что вызовет последующий рост доходов и новых сбережений ("эффект мультипликатора"). Нужно внедрять методы достижения устойчивого роста экономики, о которых говорил Ж. Ваше, путем стимулирования экономической динамики через повышение спроса. Если создать условия для того, чтобы этот платежеспособный спрос был в значительной мере направлен на приобретение продукции отечественного производства, не будет возникать предпосылок для роста цен и девальвации гривны.
Для тонкого регулирования данного процесса можно будет применять монетарные методы, в основе которых лежит управление учетной ставкой на основе методики "stop-go" (политика, характеризующаяся чередованием ограничения и стимулирования деловой активности - в зависимости от фазы экономического цикла).
Таким образом, вместе с проведением необходимых структурных реформ, нужно заняться модернизацией структуры экономики. Сейчас экономика Украины классифицируется как "малая открытая экономика". Пока нереально ставить задачи избавиться от термина "малая", но над уменьшением чрезмерной открытости нужно упорно работать. Потому, что такая открытость – это открытость к многочисленным внешним шокам, от которых мы страдали и продолжаем страдать. Разумеется, я ни в коем случае не призываю к автаркическому закрытию украинской экономики. Да оно и невозможно. Но разумное повышение экономической самодостаточности через активное развитие внутреннего рынка и большую ориентацию производителей на удовлетворение его потребностей – важная задача структурной модернизации экономики Украины.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки