Судебная реформа. Что такое ВККС
Вчера, 27 апреля вечером, блогеры Миншрайка были в гостях у головы Высшей квалификационной комиссии судей. Сергей Козьяков принимал нас в аудитории, из которой идут онлайн-трансляции заседаний коллегий ВККС.
Напротив четырёх столов членов ВККС стоит пыточный стул для кандидата в судьи Верховного Суда Украины. И чуть в стороне стул представителя ГРД (общественного совета добропорядочности), работу которой я описал ранее.
Напомню, что Янукович для монополизации судебной ветки власти превратил трехступенчатую судебную систему в четырехступенчатую, вставив между апелляцией и последней инстанцией Высшие специализированные суды, через которые пройти без решалова было практически невозможно. А Верховный Суд был сокращён и со временем наполнен "своими" людьми.
Суть сегодняшней реформы – ликвидировать вставленную Януковичем прослойку и набрать "качественный материал" в Верховный Суд. Но об этом позже. А теперь немного о самом Козьякове.
Первое впечатление – хорошее. Хорошо поставлена речь. Четкое видение задачи. Умение признавать ошибки и вырабатывать стратегию с учётом того, что ошибки будут всегда. Умение "переворачивать страницы" и смотреть в будущее. Делал заключение для Лондонского суда – "Есть ли правосудие в Украине". Считает, что в новом составе ВС должны быть старые кадры, иначе система будет долго буксовать на старте. Старые кадры, прошедшие комиссию, в окружении новых людей смогут принести пользу становлению нового Верховного Суда.
Козьяков не был судьёй. Он человек не из системы. Адвокат. Преподаватель. Учёный. Предприниматель. Основатель "Сергей Козьяков и Партнеры". Майдан и война подтолкнули к отказу от частной практики и личному участию в реформах. Предпринимательская хватка видна в умении отстраивать систему – Козьяков сам принимал участие в разработке правил, тестов, схемы работы комиссии.
Читайте также: Конкурс у Верховний Суд: про що домовилися громадськість і ВККС
Насколько я понял, член ВККС Андрей Козлов, сидевший рядом с Козьяковым, является его соратником в строительстве судебной системы. Тоже адвокат, тоже не из системы. Волонтёр проекта "Громадський суд" Евромайдана. И написанная им ещё во время Майдана концепция суда сейчас ложится в основу работы ВККС. Круто!
Теперь от персоналий к самой реформе.
До войны было 9200 судей. Сейчас 6300. Сколько должно быть – неизвестно. Научно-обоснованного подсчёта не существует. Государственная судебная администрация с помощью европейских экспертов в данный момент устанавливают, сколько должно быть. Законодательно численность не установлена. 1600 судей в 2016 году сами подали в отставку в результате общественного давления / презрения.
Сегодня в Украине есть суды, где нет ни одного судьи. Например, в Яремче. Или один судья вместо пяти, который завален делами. Количество жалоб на судей в ВККС и ВСП (Высшего совета правосудия) – более 20 000. Для сравнения, в ЕС скорость поступления жалоб – 300 в год. У нас 1000 в месяц. В таких обстоятельствах нужно очень бысто набирать новых судей.
2016 год настраивались. С января НАБУ начало давать данные на претендентов об их имуществе. С февраля началась прямая трансляция заседаний коллегии. Сейчас заявили о своём желании стать судьями 8970 человек. Критерий по возрасту 30 лет и 5 лет стажа. (Раньше был возраст 25 лет). Почему так много претендентов? Представьте, что было место, которое раньше только покупалось. А теперь – бесплатно через конкурс. Вот люди и пошли. Зарплата 225 000 грн +. Самые высокие зарплаты в стране. Легально.
Больше ни один судья не может быть назначен без ВККС. И прохождение каждым судьёй комиссии фиксируется на видео. В Верховный Суд должно быть выбрано не менее 65 судей, но не более 200 судей. Сейчас набираются 120. Больше не набирают по причине – а вдруг в системе отбора есть ошибка, о чем я писал выше. 80 – это надстройка, которая будет отбираться по усовершенствованным правилам. И как я понял, это те люди, которые должны будут внедрять прецедентное право по англосаксонской модели. Сейчас кандидатами могут быть не только бывшие судьи высших инстанций, но и юристы, адвокады, учёные и судьи низших инстанций.
Процедура: Электронная очередь. Комплектность докуметов. Проверка стажа. Декларация имущества, родственных связей, добропорядочности. Документы подаются за один раз полностью – это тест на дотошность. Если нет хотя бы одного документа – до свидания, доносить нельзя. После этого допуск – запросы в 10 инстанций – образование, МВД, НАЗК, МЮ, НАБУ... Дальше – тест и практическое задание. Тесты разрабатывались экспертами по всей стране. Более 1000 вопросов, которые выпадают кандидату в случайном порядке. Баллы: максимум 90, минимальное количество баллов 60, в криминальной специализации 54 – там тесты сложнее.
Практическое задание. Претенденту дают реальное дело, которое обычно состоит из четырёх частей – вступительной, описательной, мотивов и непосредственно решения суда. Претендент получает только первые две части, а мотивы и решение должен написать от руки самостоятельно. Выглядит это так . После получения задания некоторые кандидаты просто уходили. Претенденту не нужно угадывать решение, важно, чтобы он чётко расписал ход своих рассуждений, приведший его к вынесенному решению.
Читайте также: Антирейтинг: хто не має претендувати на місце у Верховному Суді
Проверка анонимна. Каждому кандидату присваивается код. А коду, который видит кандидат, присваивается другой код, который видит проверяющий. На этом первый этап закончен. За ним следуют психологические тесты - личности, социальный, честности, IQ. После этих всех мучений претендент приходит на заседание коллегии. Туда же поступают высновки от общественников – от ГРД.
ГРД написала 42 негативных вывода, с 12 из которых ВККС согласилась, а 30 перенесли на заседание ВККС в мае. Нам с вами нужно обязательно не упускать из виду этих 30 человек и следить за их прохождением и, если у кого-то есть сведения про этих судей, – сообщить их в ВККС или ГРД. Список судей здесь.
Что сказал напоследок Козьяков: "Я здесь деградирую. Выстраиваю админсистему, а не читаю лекции, не практикую... Но это надо сделать... Если мы провалим этот конкурс – останется старый суд, старые спецсуды, старые судьи... А они очень хотят оставить всё, как есть..."
Скажу честно – я не ожидал увидеть то, что я увидел, и услышать то, что я услышал. Если заработает Верховный Суд Украины так, как его видит Козьяков, дела перестанут рассыпаться в судах. Даже не верится, что это происходит на наших глазах и ещё при нашей жизни.
Все буде добре, Україно!
И немного статистики:
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки