Atlantic Сouncil: 12 мифов о переменах в Украине
Активисты требуют лишить нескольких депутатов Верховной Рады Украины, подозреваемых Генеральной прокуратурой в коррупции, депутатской неприкосновенности на митинг возле здания парламента в Киеве, Украина, 11 июля 2017 года.
Большинство украинцев скажут вам, что после революции Евромайдана «ничего не изменилось». В свою очередь большинство украинских аналитиков имеют опасения, что переменам сопротивляются элиты Украины, и если страна не ускорит движение на пути преобразований, то произойдет откат назад, и у Украины не будет шансов. И похоже, все согласны с тем, что никакие изменения невозможны, если не будет полностью искоренена коррупция.
Такие мнения основываются на упрощенной, искаженной и неправильной оценке ситуации. Вот несколько суждений:
1. Украина с 2014 года никак не изменилась. Вздор. Изменения произошли огромные, в этом можно убедиться, прокулявшись по любому из украинских городов. Несомненно, Украине нужны большие перемены, впрочем, так же, как и ее соседям и друзьям, в том числе России, Беларуси, Европейскому Союзу и Соединенным Штатам.
2. Украина должна меняться быстрее. Может быть, да, а быть может, и нет. Это утверждение предполагает, что быстрые презобразования лучше, чем постепенные. На самом деле одномоментные изменения -революции - обычно не работают, в то время как эволюционные изменения обеспечивают прогресс. Не существует формулы для определения правильной скорости презобразований.
Читайте также: Дацюк: Законопроект про деокупацію має нездоланні проблеми та вади
3. Если в Украине не совершить больших изменений, то противоборствующие силы одержат верх. Может быть. Люди из заинтересованных кругов всегда и во всех странах выступают против системных изменений; они же не дураки. Сопротивление будет всегда. Иногда они побеждают, иногда проигрывают. Все зависит от того, насколько мощны силы, поддерживающие изменения. Хорошей новостью является то, что в Украине эти силы довольно могучи и, вероятно, такими и останутся.
4. Изменения происходят линейно. Неправда. Все страны всегда делают два шага вперед, один шаг назад, затем три шага вперед, четыре шага назад и так далее. Но правда в том, что из-за таких зигзагов системы меняются иногда к лучшему, а иногда к худшему.
Читайте также: Псевдоэкономические реформы
5. Изменения нужно совершать до тех пор, пока они не преобретут харатер необратимых. Чепуха. Такого закона не существует. Если бы так было на самом деле, революции никогда бы не происходили. Кроме того, даже высокоразвитые, хорошо институционализированные демократии отступают - как показывает пример Америки и Трампа
6. Польша пошла верным путем, исключительно правильным шагом было проведение радикальных реформ сразу после 1989 года. Увы, нет. Если Польша и Венгрия продвигались по однозначно правильному пути, то как мы объясним приход правительств Качиньского и Орбана? Более того ,«большой взрыв» в Польше в 1990м, был на самом деле махоньким, поскольку коммунистическая Польша всегда имела сильную государственность, развитую нацию, гражданское общество (независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» и Католическую Церковь), а также некоторые начатки системы частной собственности, которую Украина теперь только выстраивает.
7. Эстония и Латвия все сделали правильно, и Украине нужно следовать их примеру. Так можно говорить только в том случае, если вы считаете, что лишение россиян гражданских прав было хорошим решением. Эстония и Латвия добились больших успехов в направлении внутренних преобразований, потому что они вытолкнули пророссийски и просоветски настроенное население из процесса принятия национальных решений. Должна ли была Украина сделать тоже самое в 1992 году? Возможно. Оккупация Путиным Крыма и восточного Донбасса фактически лишила жителей этих регионов их гражданских прав и тем самым способствовала реформам последних трех лет.
8. Национализм всегда плохо для реформ. Не всегда, это зависит от многих факторов. Опыт Югославии свидетельствует о том, что этническая ненависть может вызвать кровавые войны, но отделение Словении и Хорватии от югославской федерации, возможно, ускорило их разрыв с коммунистическим прошлым. Это же, вероятно, произошло в Чехословакии, когда чешская и словацкая элиты пришли к взаимному согласию о строительстве собственных национальных государств – и у них это хорошо получилось. И кто сомневается в том, что именно сильное чувство идентичности поляков позволило им противостоять коммунизму?
9. Демократия - единственный способ добиться радикальных перемен. Напротив, самые радикальные изменения осуществлялись в условиях авторитарных или высокой степени централизованных режимов. По понятным причинам: радикальные изменения всегда подрывают монопольные интересы, иногда элиты, иногда вредят части населения. Их оппозиция неизбежна, и самый простой способ ее преодолеть - уничтожить их. То, что Украина, претерпев столько изменений, до сих пор оставалась демократией, почти удивительно - и в значительной степени обусловлено агрессией Путина, которая представила украинским элитам и общественности альтернативу «победа -или-смерть». К сожалению, люди не всегда знают, что для них лучше. Они часто доверяют популистским методам, от которых мало пользы
10. Коррупция делает перемены невозможными или менее вероятными. Где доказательства? Все сегодняшние успешные рыночные экономики и демократические государства были в свое время глубоко коррумпированными. Многие, как Греция и Италия, до сих пор такими остаются. Большинство стран, например Франция, Германия и Соединенные Штаты, периодически сотрясают грандиозные коррупционные скандалы. Очевидно, что коррупция не способствует позитивным изменениям, но она не является непреодолимым препятствием.
11. Украина должна подражать Франции и Германии. В самом деле? Франции потребовалось несколько революций, войн, и 150 лет, чтобы стать демократией, которая и сегодня страдает от экстремизма левого и правого толка. Опыт Германии – примеры Бисмарка, Вильгельма II, Гитлера - еще менее поучителен.
12. Украина должна подражать европейцам в их приверженности «европейским ценностям». Да, но не потому, что демократия, права человека и верховенство закона были изобретены европейцами, и не потому, что большинство европейцев уважают эти ценности до тех пор только, пока ничто не нарушает их комфорт, а потому, что это по своей сути, правильные вещи, которых должна желать Украина - независимо от того, приближают ли они страну к какой-то мифической Европе.
Чтобы извлечь уроки, украинцам не надо глубоко копать. Все лежит на поверхности. Продолжайте меняться. Внедряйте демократию, верховенство закона и рынок. Станьте процветающим и сильным. И притворяйтесь, что слушаетесь Запада, с его советами и подарками.
Александр Мотыль – профессор политологии Рутгерского университета, Ньюарк, специализирующийся на Украине, России и бывшем СССР.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки