В РФ забыли, кого крестил князь Владимир
Кремль использует День Крещения Руси как еще один повод напомнить Украине о своих претензиях на историческое наследие киевских князей
28 июля в Украине отмечается День Крещения Киевской Руси. В последние годы вокруг этой даты возникало определенное напряжение, поскольку пророссийские силы проводили массовые акции, которые напоминали хорошо спланированные провокации.
В прошлом году на Киев шли два крестных хода, организованные православной церковью Московского патриархата. Один отправился с запада страны, а другой - с востока, и встретились они в Киеве накануне празднования дня Крещения Киевской Руси. Тогда удалось избежать конфликтных ситуаций, хотя определенная опасность чувствовалась.
Читайте также: День Володимира Великого: яким було його правління
Российская Федерация использует День Крещения Руси как еще один повод напомнить Украине о своих исторических претензиях на наследство киевских князей.
Российская копия украинского праздника
Следует отметить, что в России характер памяти князя Владимира существенно изменился после аннексии Крыма.
Недаром президент РФ Владимир Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию сравнил Херсонес с Храмовой горой в Иерусалиме. Таким образом создается эмоциональный фон для разговоров о "сакральном для России характере Крыма", а Херсонес, где князь Владимир принял крещение, почему-то связывается с Москвой, а не с Киевом.
День Крещения Киевской Руси как государственный праздник появился в Украине в рамках празднования 1020-летия крещения. Согласно указу президента Виктора Ющенко от 25 июля 2008 года "О Дне крещения Киевской Руси-Украины" праздник был установлен в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Такое название указа отмечала, что именно Украина является наследником исторических традиций Киевской Руси.
28 июля считается днем смерти киевского князя Владимира, а само крещение по разным предположениям состоялось 14 августа (по новому стилю).
Памятник князю Владимиру в Москве
День крещения Руси стал официальным праздником в России в 2010 году. Первые предложения сделать его государственным праздником были представлены в России еще в 2008 году. Как видим, такие предложения стали появляться в России после того, как соответствующее государственное праздник был введен в Украине.
Собор Русской православной церкви, собравшийся 2008 года, обратился к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением сделать день памяти князя Владимира государственным праздником.
В письме отмечалось, что крещение Руси было якобы "важнейшим событием в истории славянских народов", проживающих на территории России, Украины и Беларуси.
Читайте также: "Великий Пу". Як у світі вшановують агресора та диктатора
Впоследствии соответствующий документ был принят российским парламентом и 31 мая 2010 Медведев подписал закон, устанавливающий 28 июля как День крещения Руси.
Задолго до князя Владимира
По данным из различных источников, христианство на землях Руси появилось задолго до Владимирова крещения. Крещение, которое произошло в 988 году, было продолжением длительного и сложного процесса христианизации Киевской Руси.
В частности, историки вспоминают как вероятное крещения киевского князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь. Есть предположение, что тогда Аскольд пытался крестить и жителей Киева, потому привез епископов для создания церкви. Однако в 882 году его убили, а внедрение христианства было невозможно из-за сильного сопротивление язычников.
Договор Руси с Константинополем, заключенный князем Игорем в 941 году указывает, что христианские общины были в тогдашнем Киеве. Новая попытка христианизации Руси началась при святой княгине Ольге, которая также признана равноапостольной.
На западноукраинских землях христианство распространилось в IX-X веках из Моравии, что связано с деятельностью равноапостольных святых Мефодия и Кирилла.
Имеющиеся данные о различных попытки христианизации Руси связаны с современной украинской территории. Христианство затем двигалось на север вместе с распространением княжеской власти. Современная российская территория практически не упоминается в рассказах о первом крещении Руси. Напротив, по разным данным, именно на этой территории долго хранились языческие культы.
В частности, осенью 990 года началась християнизация Суздальщини. На берегу реки Клязьма заложено город Владимир, который в будущем стало важным церковным центром. В сфере его влияния оказались племена славян, кривичiв, вьятичей и Мэри.
В 991 году произошло християнизации населения Новгородской земли. Символом изменений стало разрушение языческого капища, свержения-избиения статуи Перуна и его потопление в рике Волхов.
Сопротивление христианству
В первой половине ХI века завершился процесс обращения в христианство жителей Мурома и Ростова. В междуречье Оки и Волги успехи христианизации сначала были незначительными. Местные жители бежали по лесам и дубравах, сохраняя архаические обычаи. Этот край оставался языческим до конца ХII века.
После введения христианства положение языческих волхвов изменилось. Их не место за княжеским столом занял священник. В ответ на это волхвы пытались перехватить инициативу.
Летописи под словом "волъхвъ" обозначали языческих жрецов, противопоставленных христианском духовенству, а волхванням называли ритуальные действия, отличные от христианства.
В разных районах Киевской Руси появлялись очаги сопротивления введению христианства. Часто такими ячейками становились именно северные районы страны.
Одно такое выступление имело место в Ростовской земле в 1070-1071 годах. Восстание возглавили волхвы. Оно проходило под религиозными лозунгами, мятежники защищали язычество против силой навязываемого им христианства.
Также в летописях сохранилось сообщение о мятеже жителей Новгорода, которых восстановил местный волхв.
Наслушавшись его проповедей, толпа разделился на две части. Меньшая часть - кучка дружинников во главе с князем Глеб поддержала христианского епископа, а большая часть людей пошла за волхвом. Только после того, как волхв был убит князем Глеб, толпа успокоилась i мятеж было прекращено.
То есть, на севере Киевской Руси еще в конце одиннадцатого века волхвы имели большую популярность в народной среде и могли возглавлять заметные выступления против христианства и княжеской власти.
С тех пор прошло много веков и в России потом успели забыть, какие именно земли крестил киевский князь Владимир.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки