Atlantic Council: Реформы в Украине: превзойденные ожидания и общественное восприятие
Президент Украины Петр Порошенко и президент Словакии Андрей Киска на церемонии, посвященной безвизовому режиму с ЕС, Ужгород, 11 июня 2017 года.
Оценивание качества реформ в Украине сходно с проведением теста Роршаха. Для кремлевских пропагандистов и их помощников на Западе Украина это место, где коррупция неискоренима. Для молодых украинских реформаторов и друзей страны перемены происходят мучительно медленно и, кроме того, всегда существует угроза смены курса. Для высшего руководства Украины и тех, кто больше всего беспокоится о защите страны от агрессии Москвы, страна добилась исключительного прогресса в очень сложных условиях.
Любое из представленных мнений может быть разделено в том случае, если рассмотреть ситуацию в стране в определенном ракурсе. Но пристальный объективный взгляд на обстоятельства и динамику усилий Украины в процессе реформирования приводит к оценке, которая в конечном итоге оказывается положительной.
Читайте также: Reuters: Палата представителей США одобрила новые санкции против России
Украина - государство, которое все еще находится на этапе смены авторитарного политического строя с его коррумпированным капитализмом, возникшего после распада Советского Союза. После Оранжевой революции страна сделала попытку ускорить процесс реформирования. Однако в конечном итоге революция потерпела крах, поскольку её лидеры были людьми старой закалки и предприняли очень мало шагов для реформирования экономики или для борьбы с коррупцией.
Новые лидеры, пришедшие к власти после Революции достоинства, как и их предшественники, могут быть эффективными только в рамках старой системы. Тем не менее, они обладают способностью к изменениям. В определенной степени они привержены старым методам, однако признают необходимость проведения реформ.
В Украине после Евромайдана возникло уникальное явление – появилась новая группа заинтересованных сторон, в которую вошли молодые горячие лидеры, никогда прежде не бывшие частью старой элиты. Такие люди есть в Верховной Раде, они доминируют в мощном гражданском обществе, которое, в отличие от времен после Оранжевой революции, не теряет воли к действиям. Некоторые из них стали министрами или заместителями министров. Это облегчает проведение реформ. Представители этой группы в отличие от тех, кто находится на самом верху, по большому счету не процветали при старой системе, или же не сочли для себя приемлемым жить в ней.
Читайте также: ВВС: Спецпредставитель США по Украине поддержал поставку оружия Киеву
Есть ещё потенциал западного сообщества. США, Европейский союз, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и Всемирный банк также ратуют за проведение реформ в Украине. Они понимают, что украинский народ на Майдане ясно выразил свое желание построить открытое демократическое общество, и они готовы помочь ему в этом. Они стали мощными сторонниками реформ, помогая определять цели, предоставляя практические советы и оказывая определенную финансовую помощь.
За последние три года молодые реформаторы и западное сообщество сформировали союз для проведения интенсивных реформ. Молодые украинские реформаторы и специалисты из западных групп развития помогли наметить те шаги, которые необходимо предпринять. Помощь международных финансовых институтов, Европейского Союза и Соединенных Штатов стала мощным инструментом не только для того, чтобы убедить украинских лидеров начать трудные, но необходимые изменения, но и для того, чтобы объяснить стране, какова цель таких важных перемен.
Слияние всех факторов несомненно привело к впечатляющим успехам. В течение первых двух лет после Революции Достоинства Украина осуществила следующие шаги:
- Осуществлен переход от дискреционного ценообразования к рыночным ценам при продаже природного газа, что привело к сокращению дефицита госбюджета на 8 миллиардов долларов в год и устранению основного источника получения доходов нечестным путем;
- закрыто более восьмидесяти коррумпированных банков;
- создана прозрачная система закупок ProZorro с целью искоренения коррупции в госзакупках.
После того, как в 2016 года в результате правительственного кризиса ушел в отставку премьер-министр Арсений Яценюк, а за ним целый ряд министров, многие наблюдатели предсказывали, что на этом процесс реформирования закончится. По их мнению новый премьер-министр Владимир Гройсман - лишь инструмент Порошенко, и вдвоём они будут продвигаться медленно, если вообще будут, по пути необходимых преобразований. Однако Гройсман закончил реформирование системы вычисления цены на газ, внедрение прозрачных электронных деклараций и политически сложную ренационализацию Приватбанка.
Читайте также: The Daily Beast: Теперь хакеры Путина подверглись атаке – со стороны Microsoft
По мере приближения парламентских выборов в Украине стали слышны голоса, утверждающие, что процесс реформирования застопорился, возродились старые интересы, нивелирующие достигнутые успехи. Как доказательство указываются новые законы, требующее, чтобы лидеры НПО декларировали информацию об их активах, а также усилия, направленные на то, чтобы реформаторы не имели связей с Бюро по борьбе с коррупцией или контроля над советами директоров государственных компаний. В этом же списке недостаточный прогресс в решении масштабной проблемы коррумпированности судебной системы.
У критиков есть своя точка зрения, безусловно, заслуживающая внимания. Без критичной оценки процесс реформирования в Украине будет проходить куда медленнее. Однако уже сейчас понятно, что крики отчаяния – это чересчур. Действующий министр здравоохранения Ульяна Супрун предпринимает героические шаги по перестройке устаревшего коррумпированного сектора здравоохранения, правительство добивается существенного прогресса в области пенсионной реформы. Оба эти процесса относятся к масштабным задачам по улучшению государственной системы.
Другими словами, эффективность украинского правительства выше, чем то, как об этом публично говорят. Ожидания, которые многие хорошо информированные наблюдатели, в том числе представители международных финансовых учреждений, имели три года назад, оправдались.
Да, прогресс мог быть значительнее. Но он существенный, и за это народ Украины может поблагодарить правительство, молодых реформаторов и западных друзей.
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки