Болезни, которых нет
Есть пациенты, которым просто необходим "диагноз" — и иногда врачу проще сдаться, чем потом бороться с их истерикой.
У врачей, как и у любых других профессионалов, есть свои "цеховые" хитрости. В общем, о них почти все знают, поэтому я не нанесу вреда коллегам своими признаниями.
Есть пациенты, для которых общение с доктором наполнено ритуалами. Вот, например, если не покапаться, то считай, что и не лечился. Попытки пояснить пациенту, что вообще-то в международной практике внутривенные инфузии применяются в тяжелых, очень драматичных случаях, что необходимость внутривенного введения препаратов — один из пунктов оценки состояния пациента как тяжелого, что в этом нет необходимости у данного конкретного пациента, ни к чему не приводят. Капай, тебе говорят, докторишка чертов! Иначе я не выздоровею!
Поскольку истерику тяжелей компенсировать, чем ее не допускать, да и на жалобу отвечать неохота, чертов докторишка сдается. Капать — так капать. На этот случай есть, безусловно, разные "-протекторы" и "-тропы" - лекарства, почти ничего не решающие и ничему не помогающие, но создающие видимость бурной деятельности, а главное — не вредящие. И доктору спокойно, и пациенту приятно.
Читайте также: Настоящая таблетка от рака лежит на поверхности
Еще есть масса преприятнейших, но совершенно не нужных диагностических процедур. МРТ всего. Антитела класса IgG к вирусам герпеса (они есть в повышенной концентрации практически у всех, начиная с трех лет). Ежеквартальные УЗИ брюшной полости в отсутствии какой-либо вменяемой патологии, которая вынуждала бы контролировать состояние внутренних органов — вдруг стенки желчного пузыря уплотнились! Красивые анализы на содержание тяжелых металлов. Согласитесь, это вам не гемоглобин в крови определить, тут за одни анализы пришлось несколько тысяч выложить! И неважно, что все это — ни о чем. Доктору-то спокойно! И пациент занят, весь в хлопотах с ног до головы.
Но самое замечательное — это диагностирование и терапия отсутствующих заболеваний. То есть, у нас они как бы есть, а во всем цивилизованном мире их как бы нет. У нас под них еще и лекарства изобретают, а во всем цивилизованном мире в крайнем изумлении читают топорно переведенные медицинские заключения с нашими диагнозами и назначенными по поводу этих диагнозов "-протекторами" и "-тропами".
Вегето-сосудистая дистония. Ну, замечательно же звучит, правда? Или вот нейро-циркуляторная дистония. Еще лучше. Если вдуматься в происхождение этих формулировок, поневоле придешь к мнению, что это, в общем, одно и то же. Но нет! — вскричит какой-то специалист по ВСД. Или по НЦД. Мы не позволим смешивать эти понятия! У нас есть рабочая классификация, диагностические критерии и какой-то особенно замечательный препарат, сильно помогающий при ВСД! И совершенно бесполезный при НЦД! И вообще, ВСД — это когда голова, а НЦД — это когда сердце! Как правило, предполагается, что препарат должен действовать на тонус сосудов — ну, это же все-таки сосудистая и циркуляторная дистония!
Читайте также: Бегай, пока молодой: как активный образ жизни меняет мозг
Во всем цивилизованном мире при жалобах, наводящих нашего специалиста на мысль о ВСД или, совсем наоборот, НЦД, говорят о проблемах в эмоциональной, психологической, психической сфере. И, как правило, назначают препараты с противотревожным и антидепрессивным эффектом. Наши неврологи и кардиологи, которые уже имеют большой опыт общения с данной категорией пациентов, тоже назначают "ноотроп с успокоительным эффектом" или "кардиотоник растительного происхождения" на основе валерьяны, пустырника и боярышника, потому что прекрасно знают, на что именно реагируют такие пациенты. Пояснить нашему пациенту, что ему надо привести в порядок свою эмоциональную сферу, в нашем обществе сложно, а порой и чревато. Нередко это воспринимается как оскорбление и может привести к массе сложностей для врача. Поэтому — да пусть они себе будут, эти ВСД и НЦД, кому они мешают?
Замечательны также формулировки советского времени, долго еще пользовавшиеся успехом у наших современников, "астматический бронхит" и "предастма". Надо отметить, что у аллергического процесса с поражением дыхательных путей, есть четкий "маршрут" - вначале развивается поражение конъюнктивы и слизистой носа, затем процесс смещается на слизистую бронхов. Так вот, как только он туда смещается, у пациента развивается бронхиальная астма. Никаких "предстадий" и "астматических бронхитов" никакая цивилизованная медицина не предусматривает.
В одном из международных соглашений по бронхиальной астме сформулировано так: "Все, что сопровождается свистящими хрипами, следует считать бронхиальной астмой, пока не будет доказано обратное". Таким образом, никаких разночтений в данном случае не существует. Но наш врач пересекается с пациентами, которым ни в коем случае нельзя говорить, что у них бронхиальная астма! Ведь бронхиальная астма — это ужас-ужас и практически приговор! (это совершенно не соответствует действительности, но донести это до сознания некоторых пациентов бывает очень сложно).
И потому врач, измученный нарзаном не желающий тратить время и нервы на компенсацию очередного эмоционального срыва пациента, соглашается поиграть в игру: "Ну, что вы, у вас не астма, астма — это ужас-ужас, а у вас только астматический бронхит!", прекрасно понимая, что такого заболевания не существует в природе. На лечении это ведь никак не отражается, оно одинаково, что при "астматическом бронхите", что при бронхиальной астме — так отчего же врачу не поберечь и без того хрупкие нервы пациента?
Замечательны также УЗИ-диагнозы "хронический холецистит" и "хронический панкреатит". Понятно, что наличие у пациента хронического холецистита и хронического панкреатита (а, как правило, эти патологические состояния отлично сочетаются) вряд ли оставит пациента безмятежным. Это больно, это неприятно, это сопровождается массой дискомфортных моментов, это отражается на некоторых лабораторных показателях.
Читайте также: Спокуси, які відривають від нашого життя роки
Но некоторый процент пациентов гордо приносит этот "диагноз" из кабинета ультразвуковой диагностики и очень серьезно требует с этим что-то срочно делать, потому что это же снова ужас-ужас! Аргументы, что самого пациента ничего не беспокоит, а утолщение стенок желчного пузыря и уплотнение эхо-структуры поджелудочной железы могут быть результатом субъективной оценки врача-диагноста, разбиваются об уверенность пациента, что от него скрывают его болезнь, не хотят им заниматься и так далее.
Таких примеров достаточно много, их можно перечислять очень долго. Хочу отметить лишь, что подобные "диагнозы", как правило, нужны пациентам с разбалансированной нервной системой и склонностью к ипохондрии. В нашем обществе считается глубоко неприличным заниматься своей психической сферой. Окружающие видят в этом что-то глубоко патологическое. Зато ходить от врача к врачу и собирать в карточку несуществующие диагнозы считается совершенно нормальным… Почему такой поворот с ног на голову существует в нашем социуме и скоро ли мы привыкнем относиться к своему здоровью по-настоящему цивилизованно — трудно сказать. Одно для меня очевидно — нелепо тратить время на поиск мифических болезней, при этом игнорируя свою истинную проблему. Но, видимо, к этому нам еще идти и идти всем обществом. Больше читайте здесь: https://ru.tsn.ua/blogi/themes/health_sport/bolezni-kotoryh-net-929877.html
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки