Нравственная катастрофа – это главная черта всей современной России
Вот она – эта фотография.
Уже постаревшая. Цвета неяркие. Грозный. 2005 год.
Обшарпанное двухэтажное здание, ели, треугольник серого неба в кадре, провод, отрезавший верхнюю часть фото. Под ним группа людей. Среди них – Анна Политковская, Станислав Маркелов, Наталья Эстемирова.
Убили всех.
Анну застрелили 7 октября 2006 года, Станислава – 19 января 2009-го, Наталью – 15 июля того же самого – 2009-го. Убивали и добивали. Стреляли в грудь и в голову, в грудь и в голову.
Это было в прошлом десятилетии. Уже давно.
Как жила ты – страна Россия, эти годы? Какие уроки усвоила? К чему пришла? Чего добилась? Есть ли что-то главное, что тебя, страна, сковывает сегодня в одно целое?
Есть.
Этическая катастрофа.
Читайте также: Россия безнадежно отстает от остальной цивилизации
Недавно так сказал известный политик о том, что постигло нашу страну в связи с войной в Сирии и Украине.
Но я думаю, что этическая, нравственная катастрофа – это главная черта всей современной России - большой эпохи, которая длится с начала 90-х и по сегодняшний день. Эпоха, которой не видно конца.
Смотрят на перемены с политической точки зрения, жаждут политических перемен, но забывают, что суть перемен – достоинство человека.
Это ощущение человеческого достоинства несомненно существовало в эпоху перестройки. Собственно, это и означало разрыв с советской историей, несмотря на господствующий политический режим. Внутренне уже мёртвый с силу изменившихся ценностей общества.
Но постепенно понимание, что перемены делаются ради достоинства человека, уходило, превратившись в ничто.
И это – в стране с такой историей как у нас! Где главная её черта – раздавленное, растоптанное человеческое достоинство и где главной задачей всех общественных перемен, а значит не только целей, но и методов, должно быть его утверждение.
В нашей стране потерян смысл политики, смысл перемен – то, во имя чего и существует современная политика.
В годовщину смерти Анны Политковской я смотрю на фотографию и спрашиваю, что объединяет убитых людей? Таких разных и в чём-то очень похожих? Совсем не политика. Не протест «против режима». А что-то иное, кажется, что нематериальное, но более крепкое, чем видимость.
Наверное, это общее – человеческое достоинство.
Это то, что так и не приняло, так и не восприняло российское общество, российская политика. То, к чему они остались в общем и целом – равнодушными.
Читайте также: Россия – это первенство в мракобесном безумии
И платят за это сегодня торжеством этической, нравственной катастрофы, когда человеческая жизнь у нас ничто, когда внутри пустота, когда война, холодная или горячая, всё более воспринимается как норма.
Этическая катастрофа – скрепа для распада страны изнутри. Со всем её величием, флагами, орлами, оружием, вертикалью, спецслужбами, пропагандой.
Наружу - рычание, внутри – омертвение. Думали, что убивают других, а убивали себя.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки