Крым – не "колыбель православия" и не "духовный исток" России
Российская трактовка прошлого Крыма давно вышла за пределы исторической науки и превратилась в инструмент политической борьбы. Так было в 1950-е годы – когда для оправдания депортации крымских татар славян объявили древнейшим коренным народом полуострова. Так было и в 2014 году – когда аннексию Крыма в Москве назвали "воссоединением исконно русской земли" и возвращением России ее "духовного истока". И вот спустя три года роль полуострова в религиозной жизни Восточной Европы вновь оказалась в центре общественного внимания – с легкой руки бывшего крымского прокурора Натальи Поклонской, пишет Андрей Введенский специально для "Крым.Реалии"
Еще 18 марта 2014 года, произнося "Крымскую речь" перед Федеральным собранием, российский президент Владимир Путин сформулировал религиозную составляющую претензий России на Крым:
"Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг – обращение к православию – предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии".
Высказывание, как мы видим, сделано в довольно примирительном тоне. Но уже 5 ноября того же года, на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории, Путин сменил риторику и выдал слушателям следующее заявление:
"Именно в Крыму, в Херсонесе, крестился князь Владимир, а потом крестил Русь. Изначально первичная купель крещения России – там. И Херсонес – это же что? Это Севастополь. Вы представляете, какая связь между духовным истоком и государственной составляющей, имея в виду борьбу за это место: и за Крым в целом, и за Севастополь, за Херсонес? По сути, русский народ много веков борется за то, чтобы твердой ногой встать у своей исторической духовной купели".
Следует отметить несколько важных моментов. Во-первых, от абстрактной риторики о "духовном подвиге" президент перешел к "точному" обозначению Херсонеса и Крыма в целом как "первичной купели крещения" и "духовного истока" России. Во-вторых, нынешний Владимир в одностороннем порядке "приватизировал" совершенный древним Владимиром "духовный подвиг" крещения, приписав его исключительно "русскому народу". И в-третьих, Путин поддержал еще один миф: "Херсонес – это Севастополь", – чтобы подчеркнуть воображаемую преемственность древней Руси и современной России и легитимизировать ее "многовековую" борьбу за полуостров.
Концепция "духовного истока" России в Крыму так понравилась Путину, что он повторил ее в послании российскому парламенту 4 декабря 2014 года.
Читайте также: Денег нет, они ушли на Крым – привет россиянам от Путина
"В Крыму… находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь…
И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм".
Этот пассаж замечателен двумя составляющими. Во-первых, соединением в одном предложении словосочетаний "древняя Корсунь" и "сакральное значение" – видимо, для усиления эффекта "исконности", а во-вторых, сравнением Корсуни по значению с Храмовой горой. Позже конструкция "сакральная Корсунь" стала мемом и зажила отдельной жизнью. Правда, диакон Андрей Кураев ужаснулся такой постановке вопроса:
«Совмещение слов "храмовая гора", "ислам" и "иудаизм" вовсе не дает в результате хоть что-то обнадеживающее. Совсем наоборот, это сразу отсылает нас к тяжелейшему, многовековому и неразрешимому конфликту. Это уже почти готовый рецепт Последней Войны: берем храмовую гору, обкладываем ее иудаизмом и исламом, украшаем ее национальным лидером-мошиахом, объявляющим "отныне и навсегда!", и немножко, по вкусу, посыпаем атомными бомбами".
Но вскоре началась военная операция Кремля в Сирии, и фокус поисков "духовных истоков" России переместился на Ближний Восток.
И вот, спустя три года почти полного забвения, "сакральная Корсунь" объявилась вновь. 17 октября 2017 года Наталья Поклонская, незаконно избранная в Крыму депутатом российской Госдумы, записала видеообращение к генеральному прокурору России Юрию Чайке с требованием отозвать прокатное удостоверение фильма "Матильда". Ну и, пользуясь случаем, коротко упомянула Крым:
"Поскольку я крымчанка, отмечу, что Крым и Севастополь – это колыбель православия… Люди верующие – православные и мусульмане России – объединяются и выступают против этого, против осквернения святынь".
Читайте также: Российская властная элита стала заложницей собственной пропаганды
Как любил повторять в таких случаях незабвенный Виктор Черномырдин: "Никогда такого не было – и вот опять!".
Манипулирование религиозным статусом полуострова в официально светском государстве давно никого не смущает. И, тем не менее, не лишним будет напомнить, что Крым не является ни "колыбелью православия", ни "духовным истоком" России вообще.
Во-первых, вопреки распространенной легенде, Владимир вовсе не крестился в Херсонесе. Он захватил город, уже будучи христианином, исключительно с политической целью. Подлинной "первичной купелью" Руси был Киев (или, как вариант, нынешний Васильков).
Во-вторых, христианство было известно на Руси задолго до похода Владимира (в веру обратилась еще бабка князя – св. Ольга). Да и на международно-признанной территории Российской Федерации первые очаги христианства располагались на Северном Кавказе.
Ну и в-третьих, Крым не мог быть "колыбелью православия" по той простой причине, что окончательный раскол Восточной (точнее, Восточных) и Западной христианской церкви оформился лишь в 1054 году. И хотя даже в 10 веке разница между Папой Римским и Константинопольским патриархом была очевидной, говорить о "православии" в случае с крещением Руси – недопустимое передергивание.
С учетом широкого общественного резонанса, которым сопровождается борьба с показом фильма "Матильда", есть все основания опасаться, что старый миф о Крыме как "духовном истоке" России – а теперь еще и "колыбели православия" – обретет второе дыхание.
В условиях поистине оруэлловской борьбы между Москвой и Киевом за историю полуострова ни к чему хорошему для обеих стран это не приведет.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки