MENU

Atlantic Сouncil: Почему для Путина установление мира в Украине – риск, на который он пойти не может

3995 0

Сотрудники МЧС Украины собирают тела на месте крушения рейса MH17 недалеко от села Грабово, Донецкая область, 20 июля 2014 года

Представьте себе сцену: заросший пустырь на окраине промышленного городка на Востоке Украины. Сотрудники аварийных служб методично раскапывают землю, кучка журналистов и сотрудников гуманитарных организаций за этим наблюдают. Дата – октябрь 2019 года. Только что было обнаружено еще одно массовое захоронение.

Этот мрачный сюжет, который сложно даже представить, пожалуй, самая веская причина того, что недавнее предложение президента России Владимира Путина об отправке в Украину миротворческого контингента трудно воспринимать всерьез. Желание перекрыть международному сообществу доступ к свидетельствам военных преступлений является лишь одной из многих причин, по которым перспектива установления мира для Путина не только нецелесообразна, но и неприятна. И хотя российский лидер может искренне желать выбраться из трясины, которую он сам и создал, трудно понять, как он может это сделать, избежав неминуемой катастрофы.

Прежде всего, уход России из Донбасса в любом случае откроет настоящий ящик Пандоры, вскрыв правду. То, что Кремль вовлечен в события на востоке Украины уже давно для мировой общественности не секрет, но детально о действиях России можно судить лишь по слухам, сама же она яростно все отрицает. Если бы Москва вывела свои войска, это бы резко изменилось. Вскоре обнаружилась бы сложная картина тайной войны Путина, разоблачающая его и ставящая перед требованиями ответить как за гибель людей, так и за бесконечную ложь.

Даже самые древние поля битвы до сих пор хранят ключи к разгадкам тех событий, поэтому разумно предположить, что свидетельства российских военных преступлений разбросаны по городам Донбасса. Армия журналистов и активистов гражданского общества готова прочесать весь регион, как только получит туда доступ. Рядом с ними будут семьи участников конфликта с обеих сторон, разыскивающие пропавших близких. Мы уже видели, чего можно ждать  на примере фотографий и видеороликов, просочившихся в сеть после крушения боинга МН17 в 2014 году. Эта информация была крайне важной в процессе идентификации подразделения российской армии, ответственного за крушение гражданского авиалайнера, но это всего лишь верхушка айсберга. Кроме массовых захоронений, вывод российских войск с Донбасса откроет все: от камер пыток до разграбленных заводов.

Читайте также: Политолог: Кремль хочет "сохранить лицо", будучи уже "без лица"

Россия смогла избежать полного разоблачения своих действий на востоке Украины за счет жесткого ограничения потоков информации, исходящей из региона и поступающей туда. Доступ украинским СМИ был полностью перекрыт с самого начала конфликта, но в течение прошлого года даже самым сговорчивым международным журналистам становилось все труднее и труднее попасть на оккупированные территории. Если Россия утратит контроль над зоной конфликта, очень скоро зазвучат обвинения в военных преступлениях и другие разоблачения.

Тогда поднимется волна международного возмущения. Но Кремль, вероятно, больше будет озабочен силой реакции внутри самой России. Даже сообщество, каждый день пичкаемое дезинформацией, каким являются  современные россияне, может восстать, услышав  новости о том, что лидеры их страны последние четыре года тайно вели войну против ближайшего соседа.

Кроме этих проблем, возникнет общий вопрос о военных целях. Победитель может рассчитывать на применение принципа презумпции невиновности, но любое мирное соглашение, закрепляющее за Украиной прочные позиции в западном лагере, будет означать крах российских интересов. С этой точки зрения путинская война однозначно обречена на провал, заставляя отвернуться целое поколение украинцев и ускоряя процесс постсоветского национального строительства в Украине в ответ на имперские амбиции России. Пока война в разгаре, Путин может отложить неизбежные внутренние дебаты по поводу потери Украины. Как только установится мир, эту неудобную реальность уже невозможно будет игнорировать.

Читайте также:  Atlantic Сouncil: Почему война России с Украиной, возможно, никогда не кончится

Любые последующие обвинения будут особенно опасны для позиции Путина именно потому, что он успешно использовал атаку на Украину для мобилизации националистических настроений в российском обществе. После 2014 года десятки тысяч россиян стекались в Восточную Украину. Многие представители гибридных сил Кремля – это наемники и военнослужащие регулярной российской армии, находящиеся "в отпуске", но значительная часть – фанатики, вдохновленные речами Путина о защите "русского мира".

Однако эти российские реалии не могут подорвать первоначальный оптимизм, вызванный внезапной готовностью Путина согласиться на размещение миссии ООН. Многочисленные комментаторы и члены правительств с энтузиазмом восприняли сентябрьское предложение Путина, но трезвая оценка ситуации следующая – долгосрочное мирное урегулирование маловероятно. Инициатива российского президента о миротворцах не соответствует минимальным требованиям к серьезному урегулированию конфликта и имеет все признаки оппортунистского жеста. Это может быть попыткой помешать Америке вооружить Украину, выставляя Москву в более благоприятном свете. Это может быть уловкой, чтобы полностью заморозить конфликт и укрепить фактический контроль Кремля над оккупированными регионами Восточной Украины. Почти наверняка это не является первым шагом на пути к миру.

Читайте также: Премьер-министр Великобритании Путину: "Мы знаем, что вы делаете", – Bloomberg

Но это не означает, что все потеряно. Украина и ее международные партнеры имеют возможность продуктивно работать над снижением угрозы масштабного кровопролития, ведя с Россией переговоры о выводе тяжелого оружия с линии соприкосновения. Усилиями организаций, оказывающих гуманитарную помощь, может быть возвращена нормальная жизнь в прифронтовые населенные пункты, их помощь нужна в процессе интеграции в украинское общество переселенцев и  ветеранов боевых действий. Киев может сосредоточиться на наращивании своей оборонительной способности, независимо от того, пришлют ли США летальное оружие  или нет, за счет расширении арсенала «мягкой силы» и дальнейшей евроатлантической интеграции. Украина, создав лучшие условия жизни для своих граждан, приблизится к победе более устойчивой, чем та, что достигнута при помощи штыков.

Все это будет происходить на фоне тлеющего конфликта. Нынешняя гибридная война, похоже, на какое-то время станет "нормой", с ежедневными жертвами, политическими убийствами, кибератаками и другими нетрадиционными видами агрессии, которые только может придумать Кремль. Это поистине непривлекательная перспектива для простых украинцев, но они не первая нация, вынужденная мириться с наличием враждебного соседа. Когда прямая военная угроза будет ликвидирована, страна сможет благоденствовать при условии, что применение соответствующих мер безопасности сведет к минимуму российскую гибридную угрозу. Все это сложно, но трудное положение, в котором находится Путин, делает это практически неизбежным. Российский лидер безнадежно запутался в паутине обмана и, похоже, крепко застрял на востоке Украины, неспособный ни продвинуться вперед, ни отступить. Он, возможно, не может выиграть войну, но не осмеливается рискнуть, установив мир.

Оригинал на Atlantic Сouncil

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини