Телефонный терроризм в Украине: Почему "минируют" вокзалы, метро и суды
В полицию Украины за текущий год поступило 648 анонимных сообщений о минировании. Все они оказались ложными. В среднем за месяц полиция получает около 60 таких звонков.
Популярное развлечение телефонных террористов портит жизнь гражданам, нарушает привычный и отлаженный процесс работы объектов инфраструктуры, госорганов, торговых центров и даже школ. Добавляет работы полицейским, спасателям и медикам. И вносит элемент хаоса. Кто, зачем, как часто и какие именно объекты минирует, выясняли на 112.ua.
По данным полиции, из 648 неправдивых сообщений о минировании больше всего таких звонков зафиксировано в Киеве – около 150. Чуть реже "минируют" в Одесской области, там в полицию поступило 115 таких сообщений.
Чаще всего жертвами анонимов становятся админздания органов власти (202 раза минировали), помещения транспортной инфраструктуры (111), жилые помещения и гостиницы (92), учреждения и организации (48).
Бум ложных сообщений о минировании пришелся на 2014 год. Так, только в Киеве в 2014 году полиция зафиксировала 388 звонков о минировании того или иного объекта. Для сравнения – в 2010 г. правоохранители столицы получили всего 10 ложных сообщений о минировании.
Читайте также: Телефонне мінування: роль у гідридній війні
Официальные данные полиции Киева говорят сами за себя, с началом Революции достоинства и АТО количество ложных сообщений выросло в десятки раз: в 2011 году было зафиксировано 30 сообщений, в 2012 – 41, в 2013 – 80, в 2014, как уже упоминалось, - 388, в 2015 – 188, в 2016 - 237, за 10 месяцев текущего года – 133.
"Наибольшее количество сообщений о том, что заложена бомба, на протяжении 2017 года было зарегистрировано в Печерском районе Киева – 35 фактов, в Шевченковском – 24 и в Соломенском – 17. В основном анонимы "минируют" такие объекты: правительственные, государственные и административные здания, станции метрополитена, судебные учреждения, железнодорожные и автостанции, аэропорты, торговые центры, гостиницы. Иногда – мосты, предприятия, телеканалы, жилые дома", - рассказали в полиции столицы.
Сказать, кто именно чаще всего "минирует", не берется никто, но есть у "минеров" одна общая черта – нереализованная злость. Позвонить и заминировать, например, школу может восьмиклассник, который не хочет писать контрольную. Или пенсионер "заминировал" Кабмин, потому что не хватает денег заплатить за коммуналку. Или пьяный слесарь "минированием" метро выразил свой протест против низких зарплат. Или это делается сознательно, например, чтобы сорвать работу суда.
"Это могут делать люди, у которых есть какие-то неотреагированные эмоции. Агрессия, злость, негодование, гнев настолько велики, что, не имея возможности направить их на место поражения, они выбирают такой путь. То есть, как вариант, не имея возможности выплеснуть гнев на конкретного человека, человек направляет энергию таким образом. Бывают случаи, когда это происходит из-за бессилия. Но, как правило, это случается по дурости. Или когда имеет место быть психиатрия и человек может мнить себя всесильным. Также это может быть человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, это может быть несовершеннолетний. Психологический портрет "минера" описать сложно", - рассказала психолог Катерина Проноза.
Читайте также: В Украине неизвестные заминировали девять аэропортов
Каждое подобное сообщение тщательно проверяется. Во время проверок задействованы: следственно-оперативная группа, пиротехники, кинологи со служебными собаками, несколько экипажей патрульной полиции, спасатели и бригада скорой помощи. Людей во время таких проверок из зданий эвакуируют.
При этом в зависимости от сложности и количества объектов, как рассказывают полицейские, могут привлекаться дополнительные группы специалистов-взрывотехников и кинологов, а также спасателей и аварийных служб города.
"При проведении проверки жилого дома на наличие взрывных устройств, взрывных веществ или конструкций, похожих на взрывоопасные предметы, взрывотехники используют специальное оборудование, которое имеется в составе передвижного взрывотехнического комплекса: взрывозащитный костюм, гидродинамический разрушитель, манипулятор, миноискатель, комплект для дистанционного открытия дверей и перемещения предметов, генератор препятствий и т.д." – говорят в полиции Киева.
Но самое большое количество неудобств, конечно, доставляет ложное сообщение о минировании станций метрополитена. Неудобств прежде всего для пассажиров.
За три года в Киеве 149 раз "минировали" станции метро. По словам спикера столичного метрополитена Натальи Макагон, к счастью, за этот период не было найдено ни одного взрывоопасного предмета, как сообщалось по телефону.
"Мы работаем с большим пассажиропотоком, сейчас такие звонки поступают не только нам, но и в другие места массового скопления людей, аэропорты, торговые центры. Когда получаем такие сообщения, проводятся детальные осмотры с привлечением кинологов, пиротехников… Проверка занимает разное время, ее проводят правоохранительные органы. Функция метрополитена – эвакуировать пассажиров и по возможности, в зависимости от ситуации, организовать движение на тех участках, где это возможно", – рассказала Макагон.
К проверке подобных сообщений в метрополитене относятся очень серьезно, правда, при этом отмечают недовольство пассажиров. Что в общем-то не удивительно: "От пассажиров хотелось бы большего реагирования, без задержек. Часто мы уже на сегодняшний день сталкиваемся с тем, что люди говорят: "Та, это опять позвонили, сколько можно, надоело". Мы тоже не радуемся от этих звонков, нам нужно прерывать весь процесс перевозки, но тем не менее очень серьезно подходим к каждому из них. И считаем, что нельзя как-то невнимательно относиться к нему, и каждый раз проводится тщательная проверка", – говорит Макагон.
Не так давно многотысячную толпу сообщение о минировании застало в одном из столичных клубов, где поклонники ожидали выступления британского дуэта Hurts. Проверка здания заняла у правоохранителей несколько часов, все это время люди ждали на улице. Многие яростно высказывали свое возмущение сложившейся ситуацией, но были и те, кто отнесся к этому с юмором. "Наверное кто-то опаздывал на концерт", "Билета не хватило", – соревновались в остроумии поклонники. Другие строили конспирологические теории, утверждая, что это все подстроено специально, чтобы отсеять часть публики, которая не поместится в зале. Третьи требовали срочно вернуть деньги. В любом случае людям было несладко.
Как рассказывает Проноза, эвакуация как последствие анонимного звонка о минировании – это всегда стресс для человека. Как бы он не храбрился: "Все, что связано с риском для жизни, все, что связано с риском для здоровья и полноценного существования окружающих, – это стрессовое обстоятельство. Поэтому, когда закрывается метро, информация о том, что поступил сигнал о минировании или возможном взрыве, не разглашается до того момента, если не случилось ЧП. Это делается для того, чтобы предотвратить состояние паники у достаточно большого количества людей, которая может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому это уголовно наказуемо".
Кроме того, подобного рода ситуации опасны еще и тем, что людей, которые могли знать, что такое по-настоящему "заминировано", что такое "взрыв" или "массовое поражение", в Киеве, как и во всей Украине, более чем достаточно. И их реакция может быть непредсказуема: "В Киеве достаточное количество людей, которые имеют статус УБД, количество служивших в зоне АТО, количество внутренне перемещенных лиц, то есть людей, которые ранее оказывались в ситуации с риском для жизни. Подобные ситуации могут вызвать у них состояние острой стрессовой реакции, панику", – добавляет Катерина Проноза.
Читайте также: У Києві затримано автівку з 6,5 кілограмами вибухівки. ФОТО
Не меньше проблем доставляют ложные сообщения о минировании торговых центров. В одном из крупных столичных шопинг-молов, который неоднократно сталкивался с подобными звонками, рассказали, что к проверкам таких сообщений также относятся максимально серьезно: "Для персонала регулярно проводятся учебные тревоги, внутренняя служба безопасности владеет методами, как провести ее быстро и эффективно. Приятного в этом, конечно, мало: во-первых, это на полдня парализует работу ТЦ, во-вторых, многие покупатели после эвакуации и проведения проверки не возвращаются. То есть мы еще и терпим убытки. Да и люди реагируют по разному: кто-то смеется, а кого-то подобные ситуации приводят в ужас".
Минимизировать последствия стресса у человека после эвакуации в результате сообщения о минировании довольно сложно: "Все это очень индивидуально. Это все человеческая психика, мы не знаем, насколько она будет подвержена той или иной реакции, насколько она сгенерирует ту или иную форму проявления. Не исключены первичные острые стрессовые реакции, это означает то, что человек, впервые попав в такую ситуацию, действительно паникует. Включаются все защитные функции и механизмы организма, и он находится в повышенной мобилизационной активности. Человек готов или прятаться, или убегать, или драться с врагом", - говорит Проноза.
Как видим, наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Украины за ложные минирования, справедливо в своей строгости. "Минерам" грозит от 2 до 6 лет лишения свободы, а за повторную "шутку" – от 4 до 8.
За текущий год в Киеве полиция сообщила о подозрении 18 телефонным террористам.
***
Здание, в котором находится редакция 112.ua, тоже несколько раз "минировали". И по собственному опыту могу сказать, что приятного в этом действительно очень мало. Кроме того, что это отвлекает от работы минимум на 40 минут, так это еще "щекочет нервы". На момент, когда в здании звучит сирена и сотрудников просят покинуть помещения для проверки, на 99,9% есть уверенность в том, что сообщение ложное, но 00,1% …
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки