New Eastern Europe: У миротворческой миссии на востоке Украины есть шанс?
Василий Михайлишин:
Возвращение к идее о размещении миссии миротворцев на Донбассе демонстрирует стремление, как со стороны России, так и со стороны Украины, сохранить для себя пространство для дипломатических маневров. Посредством выдвижения публичных мирных инициатив каждая сторона стремится продемонстрировать свою приверженность мирному урегулированию конфликта на Донбассе и обвинить другую сторону в неудачных переговорах. Развертывание миссии ООН по-прежнему маловероятно.
Конфликт на востоке Украины продолжается, несмотря на ряд мирных инициатив и подписание двух пакетов минских соглашений. Хотя интенсивность боевых действий уменьшилась по сравнению с жестокими столкновениями 2014 года и начала 2015 года, вряд ли можно говорить об эффективности режима прекращения огня. Сообщения о жертвах среди солдат, а также гражданских лиц, проживающих вблизи линии фронта, появляются в СМИ ежедневно.
Читайте также: Почему украинских миротворцев не допустят на Донбасс
Тем временем беспрерывно разрабатываются и публикуются различные планы по содействию установления режима прекращения огня и полного разрешения конфликта. Последняя инициатива заключается в том, чтобы направить миротворческие силы ООН на разрушенный войной Донбасс.
В сентябре этого года Россия и Украина представили два разных видения функционирования потенциальной миротворческой миссии.
Неутешительный прошлый опыт
Идея размещения миротворцев на востоке Украины не нова. Впервые о ней заговорили еще осенью 2014 года. В то время Киев пытался продвинуть идею о развертывании миссии ООН для предотвращения возможной эскалации конфликта после подписания первых Минских соглашений. Например, в феврале 2015 года, во время тяжелых боев под городом Дебальцево в Донецкой области, правительство Украины направило в Совет Безопасности ООН и ЕС запрос о формировании миротворческой миссии для отправки на Донбасс. Однако после многих двусторонних и многосторонних переговоров Украина практически не получила поддержки со стороны своих основных партнеров, в частности США, Германии и Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
Следующий раунд «миротворческой эпопеи» начался в 2016 году, когда президент Украины Петр Порошенко внес предложение пригласить миротворцев для обеспечения безопасности будущих выборов в районах, контролируемых сепаратистами. Он говорил о создании «полицейской миссии ЕС» или «миротворческой миссии ОБСЕ». Однако после того, как Нормандская четверка приступила к рассмотрению этого вопроса, переговоры потерпели неудачу, поскольку позиции сторон были существенно разными. Россия и Украина в целом согласились с идеей направления миротворцев, но не смогли договориться об их численности, вооружении и доступе к украинско-российской границе.
Предложение России
Переговоры о мирной миссии на Донбассе возобновились после того, как в апреле 2017 года, подорвавшись на мине, погиб гражданин США сотрудник миссии ОБСЕ в Украине. Президент Петр Порошенко обсудил этот вопрос с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и министром обороны США Джеймсом Маттисом и выразил намерение поднять этот вопрос на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Читайте также: Россия начала игру "Продави миротворцев на своих условиях" – Корчилава
Тем не менее, Владимир Путин первым предложил конкретный проект. 5 сентября он назвал ключевые моменты российского видения миротворческой миссии в Восточной Украине во время пресс-конференции после саммита БРИКС. В тот же день Россия представила проект резолюции Совету Безопасности ООН.
Во-первых, согласно российскому плану, это не должна быть полномасштабная миссия по поддержанию мира. Миссия должна обеспечивать только вооруженную защиту наблюдателей ОБСЕ. «Голубые шлемы» должны носить исключительно легкое оружие. Во-вторых, миссия должна размещаться только на линии фронта. Позже в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель президент России согласился расширить мандат миссии на все оккупированные сепаратистами территории, чтобы защитить наблюдателей от ОБСЕ во время их инспекционных визитов.
Однако официальный представитель МИД России Мария Захарова объявила, что размещение миротворцев на всей территории Донбасса будет препятствовать осуществлению Минских соглашений.
В-третьих, операция по поддержанию мира может начаться только после установления «режима тишины» и вывода тяжелого оружия, и продолжаться шесть месяцев. Наконец, Украина должна обсудить и согласовать параметры миссии с представителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Ответ Украины
Альтернативный план Украины по размещению потенциальной миротворческой миссии в Донбассе был обнародован 7 сентября президентом Порошенко во время его ежегодного послания к парламенту, а затем подтвержден постоянным представителем Украины в ООН.
Украина выступает за развертывание полномасштабной миротворческой миссии ООН на Донбассе, которая могла бы помочь восстановить мир и территориальную целостность Украины. Миссия должна действовать не только на линии фронта, но и на всей территории, находящейся под контролем сепаратистов, в том числе на границе с Россией. Далее, согласно принципам ООН, Россия как агрессор не должна участвовать в миссии и должна быть исключена из программы «Голубые шлемы».
Более того, Украина не признает сепаратистов стороной конфликта и, следовательно, не соглашается обсуждать вопрос миротворческой миссии с их представителями. Наконец, не должно быть никакой связи между отменой санкций против России и ее готовностью поддержать идею миссии ООН. 20 сентября 2017 года Петр Порошенко в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН повторил просьбу о размещении международных миротворцев на Донбассе.
Международное сообщество приветствовало стремление России участвовать в диалоге по размещению миротворческих сил на Донбассе, но раскритиковало предложенный ею вариант. Представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт озвучила официальную позицию, которая состоит в том, что миссия должна иметь как можно более широкий мандат для обеспечения мира и безопасности на всей оккупированной территории Украины, в том числе на украинско-российской границе. Заместитель пресс-секретаря федерального правительства Германии Ульрике Деммер заявила, что миротворцы должны иметь доступ ко всей контролируемой сепаратистами территории, а представители сепаратистов не могут быть допущены на переговоры.
Кроме того, санкции против России будут отменены только тогда, когда Минские соглашения будут полностью выполнены. Германия и Франция решили выработать общую позицию в этом вопросе. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг поддержал предложение Украины о размещении миротворцев на украинско-российской границе.
Помимо вышеупомянутых пунктов, есть много других, которые могут вызвать горячие споры между Россией и Украиной. Вопросы о количестве миротворцев, их вооружении и рамках их мандата остаются открытыми.
Однако фундаментальное и, возможно, самое важное различие между российскими и украинскими предложениями – признание роли России в конфликте. Кремль хочет представить себя посредником, который возьмет на себя ответственность урегулировать конфликт между украинским правительством и сепаратистами в Донецке и Луганске. С этой точки зрения логично, что Россия также захочет направить свой миротворческий контингент.
Читайте также: Newsweek: Войны в 2018 году: что случится с Северной Кореей, Сирией и Украиной?
До сих пор Россия успешно выступала в роли посредника в контексте минского процесса: российский представитель подписал Минское соглашение в качестве гаранта вместе с Германией и Францией, а российские наблюдатели участвуют в Специальной наблюдательной миссии ОБСЕ. С другой стороны, Украина стремится представить Россию как агрессора и, таким образом, как участника конфликта. Согласно принципам ООН, агрессору не разрешается участвовать в комплектовании миротворческой миссии. Такие позиции являются взаимоисключающими; поэтому вывести диалог по миссии на конструктивный уровень очень сложно.
Возвращение к идее о размещении миссии миротворцев на Донбассе демонстрирует стремление, как со стороны России, так и со стороны Украины, сохранить для себя пространство для дипломатических маневров. Посредством выдвижения публичных мирных инициатив каждая сторона стремится продемонстрировать свою приверженность мирному урегулированию конфликта на Донбассе и обвинить другую сторону в неудачных переговорах. Развертывание миссии ООН по-прежнему маловероятно.
Но если решение будет принято, в любом случае нельзя питать чрезмерные надежды на быстрое и успешное разрешение конфликта. С одной стороны, потребуется некоторое время для того, чтобы первые «голубые шлемы» появились на территории Донбасса. С другой стороны, их присутствие будет способствовать замораживанию конфликта, а не его разрешению. Но этот вариант может быть правильным, учитывая постоянные обстрелы и жертвы. Однако остается большой вопрос, сможет ли он гарантировать устойчивый мир в долгосрочной перспективе.
Оригинал на New Eastern Europe
Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки