MENU

NY Times: Гранаты из зоны военных действий на Донбассе используют и для совершения преступлений

1763 0

Юлия Мендель:

Судебный процесс по делу об убийстве в Никополе, городе на востоке Украины, затягивался из-за бюрократических проволочек, это явно злило отца одной из жертв.

На момент заседания 30 ноября судья успел перенести слушания  дела 20 раз в течение полутора лет. Двумя неделями ранее отец жертвы Руслан Тапаев оставил в Facebook  пост со словами: «преступники, совершившие злодеяние, должны быть наказаны. В противном случае общество скатится в хаос ».

Когда 21-е слушание закончилось очередным объявлением об отсрочке, обезумевший мужчина решил взять правосудие в свои руки. Он выдернул чеки из двух ручных гранат, затем бросил одну в трех подсудимых, а вторую оставил у себя в руках, тем самым убив себя.

«От взрыва повылетали окна, начался пожар, поднялся крик и паника», - рассказала Анжелика Бахрова, судья, которая всего за несколько минут до трагедии вышла из зала суда. «Нелегко такое забыть. Теперь мне все здесь напоминает об этом взрыве. Один из обвиняемых был убит, еще десять человек были ранены.

Читайте также: Bloomberg: "Газпром" тратит огромные деньги на европейский газопровод, пока США раздумывают над санкциями

Спустя почти четыре года войны с поддерживаемыми Россией сепаратистами на востоке Украины распространение украденных из армии вооружений привело к росту преступлений с применением огнестрельного оружия. Это необычно для европейской страны. Есть и новый, очень тревожный момент: в самых разных преступлениях, включая домашнее насилие и банковские ограбления, используются ручные гранаты

В текущем году украинская полиция отчиталась о конфискации 2,5 тыс. гранат. В 2013 году их было 100.

«Это последствия огромного и неконтролируемого оборота боевого оружия в Украине после начала боевых действий, - сказала криминалист Анна Маляр. - В прошлом люди тоже агрессивно ссорились, но доступа к гранатам или другому оружию не было. Теперь же очень легко купить оружие у тех, кто ездит в зону военных действий».

«Полиция обнаруживает все большее число взрывных устройств, даже в районах, далеких от боевых действий»,-  сообщила весной в своем докладе группа, отслеживающая распространение оружия во всем мире.

По словам экспертов, неудивительно, что все больше гранат «просачивается» из района военных действий. «Граната - расходный материал. Значит, солдат может заявить, что она взорвалась, а на самом деле с легкостью ее спрятать», - сказал Богдан Петренко, замдиректора Украинского института исследований экстремизма. На черном рынке гранату можно продать за 15 долларов, что для Украины сумма немаленькая.

Читайте также: The New York Times: США наказали чеченского лидера в рамках новых санкций против россиян

В результате инциденты с использованием ручных гранат становятся все более частыми в Украине. Во время одной из самых первых и самых жестоких подобных атак в 2015 году ручная граната, брошенная в толпу протестующих в Киеве, стала причиной гибели четверых полицейских и ранений  141 человека.

Совсем недавно один из украинских военнослужащих покончил жизнь самоубийством, подорвав гранату после ссоры со своей девушкой. Безработный мужчина угрожал работникам автозаправочной станции ручной гранатой, а затем уехал, не оплатив чек.

Большинство  преступлений с применением ручных гранат происходят на Донбассе, часто в неподконтрольных украинскому правительству регионах.

Один из факторов, которые затрудняют отслеживание гранат, - это огромное число людей, имеющих разрешение на въезд в зону военных действий, где проводится так называемая антитеррористическая операция. Среди них и местные жители, и волонтеры. «Гражданское население, особенно женщин, обычно меньше проверяют», - указал Петренко.

Огнестрельное оружие в больших объемах вывозится из зоны военных действий, но поскольку в Украине нет централизованного реестра, трудно понять масштаб этого потока. Более того, идея разрешить владение оружием широко поддерживается в Украине. В 2015 году потребовалось всего шесть дней, чтобы собрать 36 000 подписей для подачи петиции, требующей принятия закона о легализации огнестрельного оружия.

После антиправительственных протестов в 2014 году несколько членов парламента предложили легализовать огнестрельное оружие для снижения оборота на черном рынке. Они предложили смягчить юридические правила, определяющие процедуру выдачи разрешений на владение огнестрельным оружием в целях самообороны, а не только в целях охоты, как закон позволяет это сейчас.

Но даже если бы огнестрельное оружие стало более широко доступным, гражданские лица не получили бы разрешение на ручные гранаты.

По словам Маляр, из-за войны и экономических тягот многие оказались «на взводе». «Социальная напряженность в обществе растет. Правоохранительная система неэффективна, люди не доверяют полиции», - сказала криминалист. Многие считают, что проще взять все в свои руки, добавила она.

Оригинал на The New York Times

Перевод: Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини