Политолог: Мечты Путина о том, что "мы в вас стреляем, а вы за это платите", закончились
После принятия закона №7163 о его содержании не выскзаался даже ленивый. Оценки диаметрально противоположные. Вот, например, на site.ua Кирилл Сазонов говорит о положительных моментах вводимых норм. Александр Аронец наоборот называет его воплощением мечтаний Путина.
Странная разбежка мнений. Поэтому я тоже решил собрать свои тезисы в один блок – так появился девятиминутный ролик и небольшой текст ниже.
Давайте разбираться подробней. Если посмотреть на реакцию вне блогосферы и СМИ, имеем два знаковых момента:
– Оппоблок уже зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, делающий невозможным подписание 7163 президентом, по крайней мере до рассмотрения и отклонения законотворческих инициатив бывших регионалов;
– В. В. Путин срочно позвал на совещание постоянных членов Совета Безопасности РФ, где долго и без особой радости говорил об Украине.
Так что же напугало товарищей из-за поребрика?
Читайте также: Стисле резюме щодо закону "Про деокупацію"
1. Оккупация названа оккупацией, а это значит, что за поддержание инфраструктуры, удовлетворение базовых потребностей населения ответственность несёт (и платит за это) страна-оккупант, независимо от того, признаёт она факт оккупации или нет (об этом есть в статье 2 Женевской конвенции, ратифицированной и РФ).
2. Украина не обязана осуществлять выплаты гражданам, которые попали под оккупацию. Точнее, положенные им деньги, естественно, никто не украдёт – но граждане их получат только на свободной от оккупанта территории (либо выехав, либо после освобождения). То же самое касается всех возможных выплат по поддержанию инфраструктуры городов и посёлков.
3. Страна-оккупант не имеет права проводить "замещение" населения, все имущественные сделки являются незаконными. Более того, любой документ коллаборантов или оккупантов незаконен. Даже свидетельства о рождении или смерти могут признаваться, но лишь как основание для выдачи аналогичного украинского документа. А это значит, что за каждый увезённый шуруп (если такое будет доказано), за убитую инфраструктуру можно будет выставлять счета оккупанту.
4. Наконец сформирован режим нормального применения силы – это уже не АТО, в которой действуют "законы мирного времени". То есть с момента подписания закона станут невозможными суды над военнослужащими, открывшими огонь на блокпосту, станут невозможными суды по компенсации украиной стоимости разрушенного дома "потому что рядом стояли солдаты ВСУ и вот в дом и выстрелили".
То есть после ввода в действие закона Украина, грубо говоря, станет никому ничего не должна, единственной заботой государства останется удержание противника, уменьшение его численности и, в перспективе, восстановление контроля над территориями. Мечты Путина о том, что "мы в вас стреляем, а вы за это платите", закончились.
Стоп, но ведь господин Аронец в своём тексте как раз упирает на то, что закон наоборот легализует торговлю. Действительно, в законе есть нормы о том, что объЕдинённый штаб может регулировать вопросы перемещения товаров на или из оккупированной территории. Да, ещё раз да – в пределах норм, установленных Кабмином. То есть Кабинет министров может даже разрешить торговлю или перемещение товаров, а вот военные штабисты, исходя из оперативной обстановки, запретят. Это как с собачками павлова: ведёшь себя хорошо – может быть, получишь вкусняшку. Наборот, когда военные торгуют, а Кабмин запрещает невозможно. Почему? А потому что украинская компания, (а как минимум одна из сторон сделки – украинская компания), нарушившая прямой запрет Кабмина, подпадает если не под ликвидацию, то под штрафы, проверки и уголовные дела в отношении руководства.
Но ведь слово торговля записано! Значит можно? Господа, а кто в стране должен регулировать вопросы торговли? Правильно, Кабмин. Это логично.
Читайте также: Особливості ухваленого закону про держполітику щодо окупованих територій
В законе это и записано. Сегодня торговля запрещена по решению РНБО после "отжатых предприятий". И сегодня, в режиме АТО такое решение может показаться не совсем соответствующим нормам украинского законодательства. Ведь режим АТО подразумевает, что суверенитет государства распространяется на все территории. А значит запретить торговлю с частью своей территории – как минимум ненормально. И данное решение могут попытаться обжаловать как в украинских, так и в международных судах.
В принятом законе прописывается механизм, который регулирует данный вопрос "в режиме оккупации части территорий" . Кабмин принимает решение, субъекты хозяйствования работают в утверждённых рамках. Но военные при этом могут внести свои коррективы по сужению данных рамок "за плохое поведение орков". Военным за это ничего не будет. Это тоже логично.
И, наконец, якобы огромные права оперативного штаба и спецслужб возле линии соприкосновения. Ай-яй-яй – где демократия. Господа, вы такое понятие как зона тыла действующей армии слышали вообще? Возле линии фронта есть приказы, которые выполняют, и всё. Или, может, давайте тогда создадим "общественные советы" при каждом батальоне? Это нормально, это логично и это применяется всеми воюющими армиями: зона их оперативного тыла = зона их (армейских) законов и дисциплины.
Данный закон, естественно, неидеален. Но при оценке подобных норм я руководствуюсь простым правилом: смотрю на сегодняшнюю ситуацию и задаю себе вопрос – новые нормы усиливают мои позиции? Если да – они нужны. Если нет – излишни.
Кстати, насчёт позиций. Тот же "Минск-2", о котором многие говорят. Одни также кричат, что закон "узаконил Минск", другие, что сорвал. Напомню, что в пунктах соглашения есть политические вопросы и вопросы безопасности. Причём как Киев, так и Москва "читает" выполнение пунктов не по порядковым номерам, а по степени выгодности для себя. Нормальная позиция двух противников. Так вот, введение законом режима "оккупированных территорий" не срывает ни "Минск", ни идею ввода миротворцев. Принятый закон просто смещает рамки: если в режиме оккупации не признаётся любые коллаборационисткие формирования (в том числе "органы власти"), то о любых политических вопросах "Минска-2" до освобождения территории от оккупанта не может быть и речи – ведь любые сформированные органы власти будут оккупационной администрацией – мы вернёмся на исходную точку. Поэтому закон 7173 всего лишь подтверждает простой тезис: вначале оккупанты уезжают за поребрик (ну, или закапываются как удобрение), и только потом Украина подумает над политическими шагами. Именно подумает – ведь режим оккупации может предусматривать особый режим управления территорией после её освобождения. Это так, заметки на полях.
На этом всё. Желаю читателям и зрителям прекрасной, наполненной позитивом недели.
Если текст понравился – шарьте. Если понравилось видео, подписывайтесь на канал – намерен вернуться к идее видеоблога, а значит новые ролики будут выходить.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки