Украинское отношение к религии гораздо более взрослое и мудрое, чем у РПЦ – переселенка из России
Давно не писала о своих эмигрантских осмыслений, хотя есть одна важная и довольно личная сфера, к которой я кардинально изменила своё отношение после переезда в Украину. Это религия.
Не скажу, что я, живя в России, не верила в Бога, Вера внутри была, но вот поведение РПЦ, да ещё и ее неразрывная связь с государством (для меня лично - читай с режимом Путина) у меня вызывали резкое отторжение вообще к религии.
Более того, когда церковь, по сути, выступила в поддержку войны на Донбассе и непонимание Майдана, у меня сложилось окончательное отношение к церкви как к институту ненависти, разделения и лицемерия.
На тот момент я лично не общалась со священниками из других стран, поэтому у меня была внутренняя убеждённость, что в православии, как минимум, все такие, как Патриарх Кирилл и совковые адепты нравственности, ходящие в дорогих украшениях, со свитами и разъезжающие на дорогих автомобилях.
И мое мнение, судя по знанию моих друзей и политических союзников были такие же.
Многие либо имели веру внутри, но тщательно ее скрывали, потому что признание в этом означало признание в поддержке РПЦ либо вообще становились атеистами или агностиками.
То есть, чтобы было понятно, отношение к вере было связано с отношением к РПЦ. Это та реальность, в которой жила и насколько я вижу по постам знакомых россиян, до сих пор живет Россия. Там есть одна лишь религия и церковь - РПЦ, а те, кто против, автоматически назначаются или сектантами, или еретиками. Об отсутствии религиозного разнообразия в России тщательно заботится руководство РПЦ.
Читайте также: Долгая дорога к созданию Единой поместной православной церкви в Украине
Не знаю, понимает ли РПЦ, что навязыванием своего понимания религии она лишь отталкивает верующих. Это их на совести.
Но важно то, что сейчас я понимаю отчётливо, что сама религия не виновата. В священных текстах есть действительно мудрость и истина, только вот понимают ее и передают во многих случаях совсем не так, как, наверно, хотел бы Бог и Иисус.
После переезда я, наверно, ещё год продолжала думать о религии в контексте очень резкого неприятия.
Но постепенно моя позиция смягчалась.
Однажды один священник пригласил меня в собор, в закулисье, так сказать, посмотреть, как работает украинский православный патриархат. И меня тогда удивило полное отсутствие богатства и праздности, которое мне ещё казалось обязательной чертой жизни православного священника. Это был первый и вроде очень незначительный эпизод, после которого началась череда новых удивительных для меня открытий православия, а потом и католиков.
Затем, когда зачем-то патриарх Кирилл приезжал в Киев, то ли с крестным ходом, то ли ещё какой-то темой, я увидела разницу в том, как ведут себя патриархи одной религии, но из разных стран.
Украинский патриарх Филарет на фоне патриарха Кирилла мне показался святым. Простота, отсутсвие всех этих богатых заморочек, свит, дорогих автомобилей, которые Кирилл и здесь, в Киеве, продемонстрировал.
Митрополит Филарет был совсем другой.
Потом мне запомнилась новость о том, что убитого мужа Марии Максаковой Дениса Вороненкова благословил на отпевании сам лично Филарет. И история певицы, как однажды она его встретила во Владимирском соборе без свиты, просто стоящего.
Я тогда представила, возможно ли просто так увидеть патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителей в Москве и подойти к нему. Боже упаси, это ведь небожитель в России, к нему доступ людей не из списка Forbes просто закрыт.
Тогда я сформулировала ещё один момент - готовность или неготовность священнослужителя быть с народом, а не с государством, определяет и отношение народа к нему.
Потом я слышала истории от украинцев, как на Майдане именно священник из украинского православного патриархата впустил студентов в собор, тем самым спас их от Беркута.
Я все эти случаи рассказываю, чтобы показать, как и у меня постепенно менялось отношение к религии, и почему для меня эти маленькие события были открытиями, удивительными в какой-то степени.
Потому что есть разница в отношении к религии в Украине и России из-за того, как сами религиозные деятели относятся к своей пастве.
Раньше мне казалось, что религия - для фанатиков и всяких отщепенцев. А сейчас я понимаю, что такое отношение у меня к церкви было исключительно из-за отношения церкви к народу.
Потому что в России отношение церкви к народу немного другое. Безусловно есть хорошие священники и там, и здесь в Московском патриархате. И это был следующий этап осознания, что не религия виновата в негативном отношении к ней, а люди, которые представляют ее философию.
Последней каплей полного переосмысления отношения к религии в Украине для меня стал даже не недавний скандал со священником из Московского патриархата, который отказался отпевать ребёнка, крещеного в украинском патриархате, это было для меня неудивительным, а знакомство с одними ребятами, которые делают невероятную вещь в Украине - не разделяют католицизм и православие, а соединяют, то есть обсуждают католические тексты и активно взаимодействуют между собой.
А это для меня вообще бомба, потому что главная мысль, которая меня всегда беспокоила в религиях - это, почему если для Бога мы все равны, а с точки зрения человеческого мы действительно справляемся с одними и теми же недостатками, просто у кого-то одни более выражены, а других - другие. То почему религии разделяют.
Значит, тезис, что одна религия лучше другой, это не от Бога, потому что он уж точно не приверженец позиции - разделяй и властвуй.
Читайте також: Українська церква ніколи не повернеться до Московського патріархату – Філарет
Так вот, увидеть первые зачатки общины, которое делает невероятно важную вещь - не разделяет, а соединят религиозные направления, - это факт того, что украинское отношение к религии гораздо более взрослое и мудрое, чем у РПЦ.
Рассказала я все это для того, чтобы показать, что осмысленное, а не фанатичное отношение к религии возможно лишь тогда, когда возникает доверие между официальной церковью и людьми.
Доверие - важная ценность, без которой невозможна истинная Вера.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки