Детройт должен быть разрушен: столичному метро посвящается
Я с любопытством смотрю за дискуссией вокруг вопроса, что делать с миллиардным долгом, который вдруг внезапно (!) обнаружился у столичного метрополитена.
Я с любопытством смотрю за дискуссией вокруг вопроса, что делать с миллиардным долгом, который вдруг внезапно (!) обнаружился у столичного метрополитена. Напомню в двух словах, что компания Укррослизинг в 2017 году отсудила у этого предприятия 1,96 млрд грн за поставку 100 вагонов в 2010–2013 годах, за которые подземка расплатилась не полностью. В начале этого года владельцем компании стал бизнесмен Павел Фукс, замеченный в скупке активов, имевших, как и Укррослизинг, некоторое отношение к семье беглого президента Януковича.
В дискуссии стороны разделились на два лагеря. Первый придерживается того мнения, что вся эта сделка была прикрытием для перевода предыдущим президентом государственных денег в частные, а раз так - то не платить по долгам Януковича и дело с концом. Пусть он нам сам платит. Второй вариант считает необходимым платить все до копейки и немедленно.
Как правило, его адепты апеллируют к пресловутому "киевскому жлобству": мол, расплачиваемся за действия "популистов", установивших проезд в 5 гривень, а подняли бы до десять, глядишь и не было бы долгов. Его адепты упирают на рыночность экономики, хотя не исключено, что что где-то в подсознании они считают: если президент с генпрокурором разрешили прибрать к рукам системное для города предприятие, возможно, это - часть многоходового плана мудрых властей предержащих, который окончится поражением Путина и нашей дифилядой в Москве.
На самом деле, второй план, не более "рыночный", чем первый, потому что за частной проблемой он не видит общую. Долги государственных предприятий имеют свойство нарастать по мере их покрывания - это было заметно, например, по дотациям нашей угольной отрасли. Идеологическое обоснование "никому не отдадим нашей гордости" конвертировалось во вполне осязаемые государственные дотации, часть из которых шла в карман владельцам горнодобывающих предприятий, а часть инвестировалась в работу с электоратом.
Читайте также: От дурной головы руководства Киевского Метрополитена страдают все пассажиры – журналист. ВИДЕО
Рыночный механизм должен быть прост, как валенок: должен метрополитен полтора миллиарда гражданину Фуксу - пусть он и забирает себе этот метрополитен за долги и развивает его в свое удовольствие. И - никаких субсидий от государства. Судя по тому, что в СМИ централизованно вбрасываются "ужастики" о скорой остановке метро (недавно появившиеся в вагонах объявления о приеме на работу в метрополитен - часть все той же операции), он сам этого хочет.
Если Фукс умеет зарабатывать деньги, а метрополитен нет, отдайте подземку этому талантливому предпринимателю. Или невидимая рука рынка со временем решит вопросы цены и сервиса удовлетворительно для обоих сторон, или окажется, что Киеву не нужно метро. Это и есть рынок, о котором мы говорили. Страна не настолько богата, чтобы делать долги. Тем более, что понятно: эти долги не имеют никакого отношения к столичной подземке, а уже расписаны между пулом предпринимателей и политиков.
В государстве отлажена система масштабного финансирования неких предприятий-фантомов, которая проходит под лозунгом "национальной гордости". Как говорил в таком случае классик, "если начались разговоры за патриотизм, значит где-то украли". Классический пример такой монетизации патриотического пустозвонства, - пресловутое конструкторское бюро Антонова - паразитирующая на бюджете структура, руководство которой, кажется, не знает, что семидесятые годы с их госзаказом уже прошли.
И именно потому, что это предприятие с самолетом "Мрия" (созданным когда-то под "Буран" и ныне не имеющем коммерческого значения) считается некоей сакральной ценностью, Рада списывает и реструктуризирует ему 1,3 миллиарда гривень долгов. Тут и диверсионной группы врага не нужно чтобы нанести нам урон, там, где правят бал лоббизм и популизм.
Для меня гордость - это то, что приносит деньги, а не то, где они самым загадочным образом исчезают. Может быть, сотрудники "Антонова" объяснят, почему страна прощает им миллиарды в то время, как менеджмент нам обещал супервыгодный саудовский проект, где бы десятки Анов сходили бы аравийских стапелей? Рискну предположить, что этот проект - лишь красивые слова, за которыми уже неудобно спрашивать про списанные миллиарды. На самом же деле, все авиамощности Украины занимаются преимущественно ремонтом старых бортов, и разработкой "вундервафлей", которые в большинстве своем существуют в виде макетов.
При этом, в первые годы независимости на "Антонов" приходили люди из крупных концернов, которые предлагали предприятию стать частью чего-то большого и международно признанного, правда это вступало в противоречие со всей логикой администрирования нашим заводом. "Не дадим иноземцам нашу национальную гордость", - гордо провозглашали одни. "Мы имеем заманчивые предложениня о кооперации с Россией", - отмахивались другие.
Грубо говоря, ничего нового здесь нет, и у северных соседей происходит то же самое: где слышишь о "национальной гордости", там воровство и коррупция, откаты и распил. То что для нас метрополитен - то для россиянина инновационный центр "Сколково", который при всех вложенных в него миллиардах выдал на-гора лишь секс-гуру Алекса Лесли, который по совместительству оказался участником сколковского аэрокосмического кластера.
Вы ведь слышали, наверное, что в России есть еще остаточная космонавтика? Там у них одна ракета упала потому, что сторожиха отвинтила гайки, а другая - потому, что, будучи настроенной на "Байконур", не пожелала взлетать с "Восточного". Ну так вот: как экономическая модель российской космонавтики - это полный аналог украинской авиации. Саудовский проект - аналог российских баз на Луне, обещанных Дмитрием Рогозиным. И если у нас самолеты еще не падают, то только потому, что они и не летают. А если у них ракеты еще изредка взлетают - то только потому что в стране еще остались нефть, газ и некоторые другие полезные ископаемые.
А у нас в стране есть еще одна дорогостоящая гордость - Академия наук во главе со своим ровесником - 99-летним электросварщиком. Эта структура по определению нереформируемая, в которой если что-то и осталось налаженным, так это торговля званиями. При этом действительно умные люди, вроде шевалье Вьялова сумели сделать торговлю рыцарскими орденами прибыльным делом, при том, что в НАНУ каким-то загадочным образом исчезают миллиарды, при нулевом эффекте. Кто видел наших ученых, сидящих, в связи с отсутствием тепла, в залах библиотеки имени Вернадского в верхней одежде, поймет о чем я.
Потемкинские деревни времен императрицы Екатерины были разовым мероприятием, а вот Украинское государство уже третий десяток лет считает финансирование подобных деревень приоритетной для себя задачей. Запорожский автомобильный завод формально является частной лавочкой, но при этом и объектом государственного протекционизма, для поддержания которого покупатели неукраинского авто фактически обложены дополнительным налогом. Печальный цирк с "евробляхами" показывает, интересы скольких людей задеты для поддержания мертворожденного проекта.
При этом "эффективность" протекционистских мер мы видим на примере руин Львовского автобусного завода, российские владельцы которого получали огромные преференции во имя спасения "национальной гордости", которые использовали для того, чтобы отправлять без налоговых сборов за рубеж продукцию к ЛАЗу уж никакого отношения не имеющую. Говорят, под видом продукции автобусного завода за границу ушло даже два или три корабля - нет в этом ничего удивительного в условиях, когда словосочетание "поддержка отечественного производителя" ассоциируется с "арендой двух метров государственной границы" из известного анекдота.
При этом от адептов версии о скором конце Соединенных Штатов, я часто слышу советы посмотреть фотографии из города Детройт. Действительно, заброшенные кварталы фешенебельных домов - декорации постапокалипсиса, производят гнетущее впечатление. Но давайте отбросим наши идеологические конструкции и посмотрим на происходящее глазами среднестатистического детройтца.
Раз его жилье по каким-то причинам стало некомфортным, он сделал самое логичное, что мог бы сделать - собрал манатки и уехал куда-то в поисках лучшей жизни, не очень задумываясь о том, что у "детройтских собственная гордость", и в чем он не прав? Он что, должен был требовать от государства льгот за то, что ему так не повезло с местом проживания и еще чтобы за бюджетный счет ему оплатили коммунальные услуги?
А ведь Детройт тоже в какой-то мере "гордость". Там делают автомобили, и при этом - далеко не "Ланосы". При этом у правительства Соединенных Штатов, несомненно, есть кой-какие средства, чтобы при желании вернуть жизнь в эти кварталы, проблема лишь в том, что налогоплательщик спросил бы - зачем? В чем смысл поддержания жизни организма, у которого давно отмер мозг?
Читайте также: Строительство участка метро на Виноградарь оценено в 6,3 млрд грн
Кстати, даже беглый поиск по сайтам, связанным с Детройтом, показывает, что этот город не настолько уныл, как кажется. Жильцы, побросав на разграбление афроамериканскому населению старые кварталы, живут вполне благополучной жизнью в многочисленных нарядных коттеджных поселках по периметру. Нетрудно догадаться, что поселки эти процветают именно потому, что их обитателям хватило ума бросить то, что у них не было сил содержать.
Нетрудно спрогнозировать, что если бы Детройтом управлял кто-нибудь из современных украинских политиков, мы бы не видели никаких коттеджей (кроме усиленно охраняемого коттеджа мэра), имели бы место те же руины, но чуть более обжитые (не всем же удалось сбежать) и грубо покрашенные поверху какой-нибудь недорогой краской. Как известно, значительная часть украинских муниципальных бюджетов расходуется именно по статье "реставрация фасадов" по двум причинам.
Во-первых, реальные расходы на реставрацию очень трудно проконтролировать, во-вторых - ее результаты видимы проезжающему по улице начальству (со стороны дворов фасады, как правило, не ремонтируются). Собственно таких украинских "детройтов" у нас и сейчас можно найти сколько хочешь. Посмотрите на городки вокруг шахт, которые прозябают лишь благодаря каким-то мизерным бюджетным вливаниям и на то, какой класс социальных паразитов вырос и сформировался в них, уверенных в том, что кто-то обязательно должен прийти и накормить их. Многие считали, что таким благодетелем станет Путин - и эта вера когда-то питала сепаратистские настроения на Востоке.
Жители городов Западной Украины, бросившие все советские гиганты индустрии на произвол судьбы, и перешедшие в мелкий бизнес и челночную торговлю, поступили гораздо умнее своих восточноукраинских соотечественников. По сути, каждый челнок или пресловутый заработчанин - это и есть сослагающая той экспортноориентированной экономики, которую все недосуг построить нашим чиновникам.
Он привозит в страну уж однозначно больше валюты, чем какой-то шахтер, часть из которой прямо или косвенно через налоги оседает в карманах государства, которое потом пускает их на поддержание каких-то очередных титанических проектов, о которых мы знаем только из социальной рекламы по телевизору. Мы же, кажется, не лапутяне, чтобы начинать строить дома с крыши, но при этом обираем эффективный малый бизнес, чтобы финансировать неэффективный крупный, но все происходит именно так.
Отдайте все-таки киевское метро Фуксу. Пусть это будет интересный такой социальный эксперимент.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки