Украинский рынок: все можно скрыть, кроме бедности и неуверенности
В последнее время проблемы технического дефолта и личная безопасность политиков – темы, которые все больше и больше тревожат украинскую власть. Хотя и фактор денег уже долгое время остается самым рейтинговым в переговорах Кабмина В.Гройсмана с Международным валютным фондом и спонсорами из Америки и Евросоюза. Так, США на 2018 год определили для Украины общий объем помощи в размере 620,7 млн. долларов. ЕС сообщил о новой макрофинансовой помощи в объеме 1 млрд. евро. В дополнение к этому в 2018 году наш Минфин планирует еще одолжить на внешних рынках не менее 2 млрд. долларов США и получить очередной транш кредита от МВФ в размере не менее 1 млрд. долларов.
А вот борьба с коррупцией и развитие экономики – это, как мы видим, где-то десятая или даже двадцатая задача у Кабмина и Верховной Рады, то, что в принципе власть должна делать в первую голову, несмотря на то, запишут нам в том или ином меморандуме какую-то очередную финансовую помощь или нет. В тоже время политики у власти не хотят признавать, а тем более говорить вслух, что частного капитала в Украине предостаточно, чтобы активно развивать реальный сектор экономики и строить новую архитектуру украинского рынка, создавая бизнес хеджирования.
Для этого не нужны кредиты МВФ и тем более не надо клянчить спонсорскую помощь. Достаточно уйти от коррупционных схем, приняв как минимум два законопроекта «О рынках капитала и регулируемых рынках» и «О валюте». Ведь сейчас у финансово состоятельных граждан саккумулированы около 90 млрд. в иностранной валюте и до 280 млрд. гривен. Как эти деньги направить на инвестиции? Уверен, бизнес всё это будет делать за свой счет, поддержка из госбюджета-2018 не нужна. Достаточно дать предпринимателям и инвесторам цивилизованные правила игры. Ведь украинские активы сегодня настолько упали в цене, что, не напрягаясь, на 1 привлеченную гривну можно через 1,5–2 года возвращать 5–6 гривен.
Читайте также: Мировая экономика на пороге торговой войны
И что особенно важно, мы должны выполнить то, чего от нас требуют западные и азиатские коллеги, обеспечив свободное обращение капитала и осуществив либерализацию валютного регулирования, правда, чего пока никак не хотят делать наши коррумпированные топ-чиновники и политики у власти. А ведь главная идея законопроекта «О валюте» - это неукоснительное соблюдение принципа «разрешено все, что прямо не запрещено». В свою очередь вступление в силу данного проекта Закона кардинально бы изменило подходы к валютному регулированию в Украине, которые до сих пор, к сожалению, определены пресловутым декретом Кабмина от 1993 года. И эта современная модель валютного регулирования у нас в стране будет, наконец-то, соответствовать международной практике и, прежде всего, положениям Соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом, а также Директиве ЕС 88/361 / ЕЭС о свободном движении капитала.
Только после этого с немалыми трудностями, но всё же начнут предприятия и компании выкарабкиваться из так называемого «каменного века», выходя на публичный украинский рынок ценных бумаг со своими корпоративными облигациями и акциями. Именно этого в первую голову требуют от нас инвесторы из США, КНР и ЕС, если украинский бизнес хочет эффективно привлекать для своего развития международный капитал. И в данном вопросе зарубежные партнеры категоричны, то есть готовы инвестировать лишь при условии, если украинские компании зарегистрируют, например, свои проспекты эмиссии облигаций в Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а сделки будут проходить открыто на фондовой бирже. К слову, такие доступные розничные финансовые инструменты нужны и местным инвесторам и вкладчикам, как альтернатива банковским депозитам.
Читайте также: Українські заробітчани: чи буде повернення?
А пока в условиях почти «убитого» национального фондового рынка, особенно остро ощущается, что мы находимся в некоем провале. И куда ни кинь - это жуткое чувство нестабильности и состояние тотального недоверия к финансовым учреждениям, которое всё больше усиливается в обнищавшем обществе. Не сомневаюсь, министры и нардепы это хорошо сознают, поэтому также понимают, что такие опасные настроения людей надо как можно скорее от себя отвести, а еще лучше - на кого-то перевести и назвать виновных в этой бедности и нестабильности.
В принципе, ничего нового, власти и в других коррумпированных странах также действуют. Главное – это должен быть враг, находящийся рядом, что для общественного сознания – просто и легко. Соответственно, не надо ничего особенного объяснять и придумывать, но одновременно такие действия властей – это также безответственность и инфантильность. Ведь более очевидный враг – это бедность. Кстати, наши иностранные инвесторы всё чаще обращают внимание на то, что помимо коррупции, затянувшееся падение потребительского спроса на украинском рынке – заметно снижает инвестиционную привлекательность регионов и в целом экономики Украины. Но несмотря на этот факт, как уверяют нас в Кабмине и Верховной Раде, МВФ не отказывается от своих требований по повышению тарифов для украинцев, в противном случае мы не получим очередной транш кредита.
В этой связи ряд аналитиков отмечают, что к концу 2018 года цена на газ может вырасти на 73%. Более того, НАК «Нафтогаз Украины» предлагает уже с 1 апреля этого года повысить тарифы на 62% (с 4,9 тыс. грн. до 8,03 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м. (без НДС). Ну, а в дальнейшем с октября текущего года цена на газ может вырасти именно на 73% до 8,5 тыс. грн. за 1 тыс. куб.м. (без НДС), а если добавить сюда НДС, то получится цена на уровне10,2 тыс. гривен. Соответственно, повышать отдельные тарифы ЖКХ придется как минимум на 1 тыс. гривен. И если сейчас промышленные предприятия платят за газ около 7,9 тыс. грн. за тысячу кубометров, а население – около 6,9 тыс. грн., то ожидаемое повышение может составить около 15%, плюс платежка за тепло и горячую воду увеличится минимум на 43%. Нормально? А какими темпами зарплата растет в условиях двухзначной цифры инфляции?!
Какие еще нужно приводить голые и беспристрастные цифры, чтобы начать борьбу с бедностью и повышать покупательную способность наших рядовых людей? Судите сами, как утверждают ведущие эксперты и аналитики, в настоящее время более 75% украинцев живут за чертой бедности, имея денежное обеспечение меньше норм, установленных Организацией Объединенных Наций (по стандартам ООН в мире установлена черта бедности на уровне 5 долларов США в день). У нас, согласно действующему законодательству, прожиточный минимум едва дотягивает до 1,8 долларов США в день или почти в 3 раза меньше установленных в мире норм. Откровенно говоря, стыдно об этом говорить с зарубежными партнерами, однако, по международным стандартам бедность наступает за чертой, если гражданин располагает в месяц суммой менее 150 долларов США, включая питание, затраты на оплату тарифов ЖКХ и коммунальных услуг, проезд и прочее.
Так, что же в этих условиях нашим властям и предпринимательскому сообществу советуют делать внутренние и внешние инвесторы? В первую голову создать Украинскую ассоциацию международных инвесторов, которая бы цивилизованно лоббировала скорейшее принятие двух ключевых законопроектов «О рынках капитала и регулируемых рынках» и «О валюте», в том числе создавая законодательную базу в Украине для бизнеса хеджирования. При этом направлять усилия по привлечению на наш рынок длинных денег стратегических инвесторов не только на страны Европейского Союза и США, а и выстраивать прочные деловые отношения на долгосрочной основе с азиатскими и арабскими странами.
Правда, уже в который раз эти законопроекты забуксовали на уровне согласований с депутатскими фракциями и из-за узкобизнесовых интересов ряда политиков при власти. И снова вспомнилась известная фраза: «Все можно скрыть, кроме бедности и неуверенности».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки